Георгий Коваленко руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, протоиерей

Алексей Голубев
журналист "Эха Москвы"

А. ГОЛУБЕВ: Здравствуйте. В эфире «Эхо Москвы» Георгий Коваленко - руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, протоиерей. Здравствуйте, отец Георгий.

Г. КОВАЛЕНКО: Добрый день.

А. ГОЛУБЕВ: Я не могу не спросить вас о состоянии здоровья, о самочувствии митрополита Владимира. Скажите, пожалуйста, как он себя чувствует, где он находится и что с ним?

Г. КОВАЛЕНКО: Блаженнейший митрополит в больнице. В середине декабря была сделана терапия. К сожалению, до сих пор Блаженнейший не может говорить, не может подписывать документы. Смотря на ту ситуацию, которая у нас в стране, и то, что необходимо принимать общецерковные решения, делать заявления от имени всей церкви, они должны быть каноничные, легитимные. Было заседание Священного Синода, и на этом заседании был избран местоблюститель митрополит Киевской кафедры Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский.

А Блаженнейший митрополит Владимир остается нашим предстоятелем, это титул и должность пожизненная. Мы поминанием его в богослужении первым, вторым поминаем митрополита Онуфрия. И теперь фактически управление церкви находится в руках Священного Синода, который возглавляет местоблюститель. Если, даст бог, Блаженнейший выздоравливает и сможет служить, сможет подписывать документы, принимать решения, то тогда он вернется к своим обязанностям. Если же господь призовет нашего предстоятеля, то после 40 поминальных дней будут назначены выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви.

А. ГОЛУБЕВ: Отец Георгий, почему именно в эти революционные дни, когда власть в стране поменялась, появилась необходимость избрать срочно нового человека? Поменялась в стране власть – и буквально в этот же день избирается новый исполняющий обязанности предстоятеля Украинской церкви.

Г. КОВАЛЕНКО: Во-первых, епископы собрались, посетили Блаженнейшего. Они оценивают ситуацию как сложную. И важно в этот момент делать заявления от имени всей церкви. А в данной ситуации от имени всей церкви может говорить либо предстоятель, либо Священный Синод. Для того чтобы Священный Синод говорил от имени церкви, нужно, чтобы он был собран и это собрание было признано церковью как Священным Синодом. Ситуация в такой непростой обстановке в Украине.

Священный Синод сделал обращение к власти, сделал обращение к верующим, ответил на предложения Киевского патриархата, что от нас и люди требовали, и СМИ очень много об этом говорили. И все-таки Блаженнейший не служил на Рождество, на Крещение, на Сретение. Приближается Великий пост. Это уже продолжительный срок. Мы надеялись, что вот-вот Блаженнейший сможет вернуться хотя бы в монастырь в Феофании, чтобы хотя бы присутствовать на богослужении. Это было бы уже видимым знаком для всей церкви.

В такое сложное время церкви необходим предстоящий молитвенник. Вот таким молитвенником является митрополит Онуфрий. Т.е. это человек, который известен тем, что он непререкаемый духовный авторитет. Т.е. с административными вопросами нет проблем: есть управделами, работают все канцелярии, синодальные отделы. А есть вопрос с молитвой. Вот с чего начал митрополит Онуфрий? Я подошел к нему, предложил провести брифинг для СМИ после этого назначения, а он мне ответил: «Не время сейчас разговаривать, сейчас время молиться».

И в этом смысле общество, наверное, хочет от церкви даже не пламенных речей и проповедей, а хочет видеть, что есть, действительно, уже седовласые старцы, умудренные духовным и жизненным опытом, которые молятся и слово которых авторитетно для всей Украины.

А. ГОЛУБЕВ: Почему именно Онуфрий? Это решение было неожиданным для тех, кто следит за новостями церкви на Украине.

Г. КОВАЛЕНКО: Это решение принималось Священным Синодом тайным голосованием. И это решение сразу же было очень положительно воспринято церковью. Ведь самое главное не почему и не каким образом, а принимается это церковным нардом, приводит это к радости духовной или к духовной тревоге. На сегодняшний день людей тревожит два вопроса. А что с Блаженнейшим? А Синод сказал, что Блаженнейший - предстоятель до последних дней своих жизни. А кто за него? Митрополит Онуфрий. Всё, все спокойны – и в Крыму, и в Закарпатье, и на Волыни, и на Слобожанщине, и в Киеве. Т.е. это тот человек, который, как Блаженнейший в 1992 году в среде украинской православной церкви, которая очень неоднородна, вызывает у всех уважение и приемлем.

А. ГОЛУБЕВ: Кажется со стороны, что новая власть надавила на Украинскую православную церковь Московского патриархата и заставила выбрать нового человека, который будет освещать конкретную позицию по отношению к происходящему на Украине.

Г. КОВАЛЕНКО: На Украине сейчас всё очень быстро происходит. Никакого отношения власть к этому не имеет. Наоборот, церковь может принимать таких решения, как раз исходя из собственных интересов. Ведь буквально два дня перед этим, даже день перед этим, ночь перед этим мы переживали о возможных провокациях. И как раз самооборона Майдана обеспечила охрану Лавры. Правый сектор, о котором говорили в российских СМИ, он официально заявил, что не собирается ничего захватывать. И мы с разрешения их пресс-секретаря распространили информацию, что он вообще москвич, гражданин России и верующий Украинской православной церкви. И все заинтересованы в Украине, чтобы не было провокаций и был мир.

В этом смысле даже присутствие митрополита Онуфрия в Лавре – это очень важный момент, потому что он известен тем, что он фактически у себя на Буковине создал такое количество монастырей, которое превышает довоенное число. А революции там не было вообще. Это тоже важно. Лавра – духовный центр. И очень важно, чтобы духовный авторитет Лавры был на высоте. Как раз митрополит Онуфрий – это человек, который имеет этот авторитет. Мы все радуемся, что он отныне поселяется на территории Киево-Печерской Лавры.

А. ГОЛУБЕВ: Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл призвал Киевский патриархат, непризнанный, вернуться в лоно матери-церкви, объединиться. В свою очередь Филарет, глава непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата призвал Украинскую церковь Московского патриархата соединиться в поместную церковь. Как вы комментируете эту ситуацию?

Г. КОВАЛЕНКО: В этих призывах нет ничего нового. Действительно, они звучат не первый раз. Возможно, на этом фоне они звучат как-то иначе. Но очень важно было в этот момент канонически правильно создать комиссию, которая начнет реальный диалог о путях преодоления раскола в украинском православии. У нас сформированные позиции - и у Киевского патриархата, и у нас.

Наша позиция, она еще раз была озвучена патриархом Кириллом, что без нарушения канонов это должно происходить. Мы за эту каноничность боролись много лет, для нас это принципиально. Есть принципиальные позиции в Киевском патриархате. Но, знаете, то, что невозможно людям, возможно богу. И диалог – это всегда лучше, чем конфронтация.

С другой стороны, моя позиция в том, что сейчас говорить о каком-то немедленном соединении, присоединении, воссоединении абсолютно бессмысленно, это то же самое, что сейчас требовать от всех партий соединиться в одну. Разбитую чашку очень трудно склеивать и не всегда нужно.

Сейчас вопрос нашей Украинской православной церкви. На сегодняшний день за 20 лет мы поняли, что единство церкви, которое было разрушено в 1992 году и которое было сохранено Блаженнейшим митрополитом Владимиром в течение 20 лет, это ценность, которая выше наших политических, языковых, региональных, социальных, любых иных разногласий. И в этот сложный период, при условии болезни Блаженнейшего, церковь прошла этот период без внутренних потрясений, без внутренних разделений. Фактически мы понимаем ценность этого единства. Точно так же мы понимаем ценность единства Русской Православной церкви.

И это единство общей купели, киевской крещальной. И это единство в том же патриархе, который Киевский митрополит, уехавший на восток. Т.е. он-то преемственность свою ведет от Киевского митрополита. И два первых патриарха, которых вы именуете Московскими, на самом деле носили титул митрополитов Киевских. И это тоже преемственность, это связь, это история. Более того, это единство защищалось в течение 20 лет, выросло поколение, которое считает это очень важной ценностью. И разрушать это единство не нужно.

Более того, пример Киевского патриархата нам показывает, что за 20 лет не произошло признания Киевского патриархата, и никто в Украинской Православной церкви не хочет совершать каких-то действий, которые бы привели фактически к утрате признания единства всего вселенского православия. Тоже важно. Некоторые поместные церкви не так дорожат этим единством, а ради каких-то своих интересов то прерывают общение между собой, то угрожают этим. А для нас в Украине приезд каждого предстоятеля поместной церкви или как у нас было 1025-летие Крещения Руси – впервые в истории 9 предстоятелей поместных церквей, представители всех поместных церквей, для нас это высочайшая ценность.

Поэтому я думаю, что мы обязаны вести диалог, мы обязаны искать пути восстановления единства единоверных братьев в Украине. Но надо не просто обозначать свои позиции, нужно действительно искать этого единства, этого мира и делать это в духе евангельском, а не политическом, не на политическую повестку дня и без нарушения церковных правил, чтобы не было потом проблем с признанием тех решений, которые будут приняты церквами.

В этом смысле должны участвовать все, но все должны не искать объяснений, почему это невозможно, а реально искать выходы. Для этого нужно собираться, вести диалог, общаться и с церковным народом. А народ в Украине, как вы видите, все-таки требует, чтобы с ним считались. И нужно считаться с духовенством. А решения будут принимать епископы, которые должны знать, что это решение должно быть рецепиировано народом. Как сейчас решения Верховной Рады фактически рецепиируются Майданом, так в церкви народ должен рецепиировать решения священноначалия.

А. ГОЛУБЕВ: Очевидно, что Украинская Православная церковь Киевского патриархата, за ней католическая церковь, греко-католическая церковь заняла изначально в этом политическом противостоянии определенную позицию – она встала на сторону оппозиции и на протяжении нескольких месяцев противостояла вместе с повстанцами власти.

Продолжение см. тут

Теги: