«Мы объявляем и возводим в лик святых блаженного Иоанна  XXIII и блаженного Иоанна Павла II», - торжественно произнес понтифик-аргентинец Франциск на фоне вывешенных на фасаде собора Св. Петра портретов своих предшественников : итальянца Анджело Ронкалли и поляка Кароля Войтылы.

По данным пресс-службы Ватикана, в минувшее воскресенье на церемонии их канонизации собрались около 800 тысяч человек, в том числе около полумиллиона занявших места накануне непосредственно на площади Св.Петра. Остальные следили за происходящим на 17 огромных экранах, установленных в знаковых местах Вечного города: на Колизее,в Римском форуме, на площади Фарнезе...

Море собравшихся на главной площади Ватикана приветствовало также появление ушедшего на покой год назад папы Бенедикта  XVI. С особым энтузиазмом размахивали бело-красными флагами тысячи поляков, которые считают этого баварца правой рукой своего соотечественника Войтылы.

В завершение около сотни делегаций государств и международных организаций выстроились в очередь, чтобы приникнуть к руке понтифика: 24 главы государства и члена королевских семей, 10 глав правительств – от почтенной  королевской четы Испании до зимбабвийского диктатора Мугабе.

«Два папы на небе, два папы на площади Св. Петра!», - гласил один из транспарантов.

Этот день войдет в анналы истории как «воскресенье четырех пап».  Канонизация двух эмблематических глав римско-католической церкви ХХ века в присутствии двух здравствующих, действующего и на покое, уникальна в двухтысячелетней истории церкви. К тому же далеко не каждый папа римский становится святым: из 266 канонизировано около 80.

Два новых святых удостоены этой чести не столько за необходимые формально по статусу «чудеса», типа исцеления неизлечимых  (такие эпизоды найдены), сколько, по словам Франциска, за смелость. Оба совершили решительные шаги к адаптации церкви к современности. Любая церковь консервативна, поэтому нужна особая смелость для приведения ее в гармонию с меняющимся миром.  Они, сказал Франциск, помогли восстановить и обновить Церковь, сохранив ее изначальное лицо», «внесли неизгладимый вклад в развитие человека и сохранение мира». Оба решились пойти вопреки.

Заслуга итальянца Ронкалли (Иоанна  XXIII) в том, что он вопреки сопротивлению курии созвал XXI Вселенский или Второй ватиканский собор (1962-1965 гг.). Это было открытие католической церкви современному миру.

Среди подвижек, многие из которых понятны лишь теологам, последствиями собора были отказ католической церкви от монополии на спасение человечества и установление диалога с другими конфессиями (на собор пригласили среди прочих в качестве наблюдателя делегацию РПЦ, митрополита ленинградского и новгородского Никодима), использование современных языков вместо латыни, признание свободы совести и демократии. На понтификат Иоанна  XXIII пришлось начало перестройки западного общества, завершившейся в огне молодежных бунтов 1968 года.

Среди участников того собора были четыре будущих папы: Джованни Баттиста Монтини (Павел VI ), Альбино Лючани (Иоанн Павел I), Кароль Войтыла (Иоанн Павел II), Йозеф Ратцингер (Бенедикт XVI).

Современники называли Иоанна  XXIII также «красным папой». В разгар холодной войны он выступил за мирное сосуществование двух систем и во время карибского кризиса в личном письме призвал Джона Кеннеди не бомбить СССР. Учитывая католическую религиозность семьи Кеннеди, послание понтифика могло повлиять на решения Вашингтона. Наконец, в годы воинствующего атеизма в СССР глава римско-католической церкви беспрецедентным жестом принял у себя дочь Хрущева Раду Никитичну и ее мужа, главного редактора «Известий» и члена ЦК КПСС Алексея Аджубея.

Иоанн Павел II (с 1978 по 2005 гг., в миру – Кароль Юзеф Войтыла) был, пожалуй, самым популярным папой ХХ века. Ни один другой столько не ездил по миру, общаясь с паствой: 130 стран, все части света кроме Антарктиды. В начале эры коммуникаций он максимально использовал ее возможности для укрепления роли церкви и распространения своих идей.

16 октября 1978 года я как раз дежурил на главном выпуске ТАСС, когда из Рима пришла весть об избрании Войтылы на папский престол. Я тут же передал эту новость своему старшему коллеге, большому специалисту по Польше Виктору Кузнецову, а тот стал обзванивать своих польских друзей. После чего сказал: «для Польши это исторический перелом». Как потом оказалось, не только для Польши...

Первый папа-славянин в теологическом плане больше склонялся к традиционным семейным ценностям, но язык не поворачивается назвать его консерватором. Его реформаторство выразилось в коренном изменении мира, связанном с падением Берлинской стены. В экуменической и межрелигиозной открытости, в смелом выборе стороны мятежного меньшинства в трудные для его родной Польши времена тоталитарной власти, в защите евреев в стране с сильными антисемитскими настроениями.

Но главное, он использовал свое положение, чтобы побудить миллиард католиков мира осудить тоталитаризм и выступить за гражданские свободы и права человека. То есть за ценности современного западного мира. Поддержав польскую «Солидарность», он без единой дивизии способствовал разрушению социалистического лагеря и Варшавского договора.

В декабре 1991 года мне довелось лично разговаривать с Иоанном Павлом II. В папском дворце в Ватикане мы, члены журналистского пула президента Бориса Ельцина, ожидали окончания его встречи с папой. выйдя из зала библиотеки они оба решили поприветствовать прессу, и так получилось, что первым оказался я. Понтифик говорил в мой диктофон о том, что с рождением новой России миру открываются светлые перспективы преодоления барьеров между Востоком и Западом и воцарения прочного мира между народами...

Novayagazeta.ru

Теги: