Президент украинского Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений ИГОРЬ КОЗЛОВСКИЙ: «Идеи «Русского мира» новый предстоятель УПЦ МП монашески не слышит»

"Портал-Credo.Ru": Игорь Анатольевич, поздравляю! Вы предсказали в предыдущем интервью избрание главой УПЦ МП митрополита Онуфрия (Березовского) – и он им стал. Говорят, что он сильно промосковский. Вы согласны с этим?


Игорь Козловский: Это не совсем однозначно так. Он фактически перетянул партию, которая разогревалась действительно промосковскими силами. Это и тот же Иларион Донецкий, и Агафангел, и Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Но Онуфрий показал себя как классический, аскетичный монах и молитвенник. Это позитивные моменты.

Да, как политик светский он, может быть, слаб. Конечно же, Онуфрий будет идти определенное время в фарватере Московского патриархата, но просто сказать, что он промосковский, наверное, нельзя. Для него важнее идея Церкви канонической, в данном случае в единстве с Московским патриархатом, чем, предположим, идея «Русского мира», ему не совсем понятная, потому что она не церковная, а политическая.

Онуфрий – украинский монах, у него есть, конечно, свое видение, у него сложное отношение к Киевскому патриархату, но на диалог ему придется идти. Он человек достаточно бескомпромиссный, сложный в движении к компромиссу, но в целом диалог будет продолжен – с Киевским патриархатом, с Автокефальной Церковью. Через него, так же как и через Владимира, трудно будет проводить идеи «Русского мира», поэтому все же нельзя сказать, что он полностью находится под руководством Патриарха Кирилла. К нему придется прислушиваться, и Москве в том числе.

У Онуфрия нет ценностей «Западного мира» либо «Русского мира», подчеркиваю. У него есть свое видение Православной Церкви, и он будет работать именно над этой проблемой – над православием как инструментом поднятия морального духа народа, в котором он видит те же проблемы, что и Папа Франциск наблюдает в Европе и в мире, то есть общее падение морали. И Онуфрий будет над этим работать.

- А если ему все-таки будут навязывать из Москвы идею «Русского мира», как Онуфрий будет реагировать?

- Ну, знаете, идею «Русского мира» у нас вообще мало кто поддерживает. Это некая мифологема, которая за пределами Украины кажется масштабной, а здесь она очень далека от жизни, не наполнена содержанием, тем более – церковным. А то, что не есть Церковь, его не интересует. Поэтому он эти идеи, я бы сказал так, монашески не слышит.

- А как он относился к Майдану?

- Онуфрий очень осторожный. Опять же, его мало интересовали политические идеи. Его больше беспокоили проблемы нравственные, проблемы человеческих отношений, проблемы духовного возрождения нации – акценты он ставил всегда здесь. А так как он аскет, то понятно, что у него есть свое видение, которое может быть и более аскетичным, чем в широкой массе населения.

Он против кровопролития, несомненно. Это не значит, что он за Москву, за Россию или за кого-то еще. Его скорее интересуют проблемы человека конкретного.

- Но это не всем понятно. Например, депутат Верховной Рады Андрей Мищенко подал запрос в Генпрокуратуру Украины по поводу призывов Онуфрия к перемирию с террористами из "ДНР" и "ЛНР", которых новый глава УПЦ МП считает «братьями»…

- Повторюсь, Онуфрий – не политик. Поэтому с точки зрения сегодняшнего обостренного восприятия тех, кто находится в этой буре войны, все подобные обращения кажутся как бы антиукраинскими. На самом деле это не совсем так, потому как выстраивает он их по-церковному. Это традиционный призыв к миру как таковому, призыв к возможности решить проблему мирным путем, диалогом, перемирием. Не к войне же должна призывать Церковь, правильно? Поэтому он исходит из позиций православной христианской морали. Но в ушах людей, которые находятся сейчас в горниле испытаний, это может звучать почти кощунственно, потому как они уже много потеряли, уже много пролито крови, тем более что сторона, которая призывает к перемирию, не идет на это перемирие. Но Церковь традиционно все время будет повторять слова о мире.

- Онуфрий же родом с Западной Украины. Как получилось, что он оказался связан с Московским патриархатом?

- Да, он митрополит Черновицкий и Буковинский. Но понимание Западной Украины иногда не совсем соответствует тому наполнению, которое мы вкладываем. Если взять Буковину, Черновицкую область, это не совсем то, что Галичина, формировавшаяся по совершенно другим традициям. Это православная область. Там же чересполосицей идут и молдавско-румынское, и украинское население. Многие тяготеют к Румынской Православной Церкви, там и достаточно устойчивое еврейское население. Это очень своеобразный регион, он отличается от трех Галицких областей и от Закарпатья, которое тоже называется западным, но имеет свои особенности.

Все это ярлыки – западный, восточный… Каждый регион имеет такие нюансы, которые при ближайшем рассмотрении показывают, что перед нами разные явления. Поэтому Онуфрий вырос в традиционно православном регионе, а Галичина была больше подвержена влиянию Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) с более обостренным национальным чувством.

- А как Онуфрий будет, на Ваш взгляд, строить отношения с греко-католиками?

- Диалог должен быть, потому что УГКЦ – это явление достаточно зрелое, мощное, красивое, оно интенсивно развивается и во многом определяет сейчас, я бы сказал, православную Церковь, потому что у УГКЦ есть хорошая образовательная база. У них очень мудрый Патриарх Святослав, мне приятно с ним было общаться. И эта Церковь приобретает все большее влияние не только на территории Западной Украины, но и у нас на Донбассе. Поэтому придется с ними вступать в конструктивный диалог, тем более что они все входят в единый Совет церквей и религиозных организаций.

- Новоизбранный глава УПЦ МП не склонен к репрессиям против тех, кто его не поддержал?

- Нет. Я подчеркиваю, он консерватор, но консерватор в церковном смысле слова, не ретроград. Он не есть человек, который будет наводить порядок деспотичной рукой. Его аскетизм – это скорее аскетизм христианского прощения. Он не поступится позициями в отношении понимания, что такое Православная Церковь, но он прекрасно понимает, что подлинное христианство – это христианство любви и прощения.

- Его избрала только верхушка Церкви, или вся Церковь в целом – тоже?

- Он оказался местоблюстителем в самый сложный период нашей истории, и в целом ему удалось удержать Церковь в равновесии. Да, она не показала себя такой патриотической, как УКГЦ или УПЦ КП, но УПЦ МП была достаточно патриотической, потому что многие ее богословы и иерархи стоят на взвешенных украинских позициях.

Это не позволило стать главой УПЦ МП тому же Антонию (Паканичу). Церковь уже сейчас понимает, что отдаться под бизнес, под власть – значит потерять свое церковное лицо окончательно. И такой консерватор, как Онуфрий, оказался ко времени.

- А митрополит Винницкий Симеон, который считался «кандидатом от Порошенко» и с большим отрывом проиграл, будет противостоять Онуфрию?

- Да, Симеон с Порошенко земляки, и у них есть связи. Но вряд ли у него будет какое-то противостояние с Онуфрием. Да и зачем? Скорее он будет соработником Онуфрия.

- Какой Вы видите судьбу Московского патриархата на Донбассе при Онуфрии?

- Деятельность «Русской православной армии» в нынешних событиях на Донбассе, связанная с похищениями людей, в том числе священнослужителей других конфессий, подорвала у многих авторитет православия. Призывы митрополита Илариона Донецкого к мирному разрешению конфликта, призывы к священнослужителям не принимать участия во всех этих действиях не были услышаны. Поэтому авторитет Православной Церкви здесь придется восстанавливать. Будет меньше пророссийской риторики. И благодаря тому, что Онуфрий – церковный деятель, а не политик, акцент будет больше смещаться на пастырскую работу, на врачевание ран, нанесенных войной.


Рortal-credo.ru

Теги: