Сегодня мы имеем возможность наблюдать новый виток холодной войны между наукой и религией. Одни ученые пытаются опустить религию если не до уровня плинтуса, то до статуса побочного продукта мышления. Другие исследователи заявляют, что религия – всего лишь полезная адаптация, которая помогает объединять людские коллективы.

Для появления веры в сверхъестественные существа ничего сверхъестественного не нужно. Все, что необходимо, – нормально функционирующий человеческий мозг. Бог существует только в нашем сознании, благодаря некоторым специфическим особенностям мышления. Так по крайней мере считает французский антрополог Паскаль Буайе.

Почему вера удобна для лентяевОдна из таких особенностей – умение контактировать с лицами, отсутствующими в данный момент. К примеру, каждый член первобытного племени следовал приказам вождя, соблюдал наложенные им табу даже в отсутствие этого вождя. Без этого не могло быть никакого порядка в человеческом коллективе. Ведь не мог же вождь постоянно приглядывать за всеми своими подданными!

Древние люди, сохраняя в уме образ вождя, беспрекословно подчинялись ему. А затем это место в их сознании заняло всемогущее, всевидящее существо – Бог.

Он строго следил за моралью, говорил: «Не убий, не укради!» – и прочее в том же духе.

Другая специфическая черта, работающая на руку религии, – это так называемые защитные поведенческие реакции. В нашем мозгу находятся особые сложные контуры, которые и отвечают за эти реакции. Человек унаследовал их от животных, которым нужно было постоянно быть настороже: часто оглядываться в поисках хищников, блюсти гигиену, вылизывая шерсть. У людей же эти защитные реакции могут выражаться в боязни злых духов, невидимых демонов и в попытках от них защититься путем ритуалов очищения, освящения помещений и т.д.

Религия также помогает тестировать членов больших коллективов на лояльность.

Люди обладают способностью образовывать объединения с громадным числом участников. Но в этих коллективах не должно быть места чужакам! Те же обезьяны просто запоминают каждого члена своего сообщества. Если бы такое же практиковалось и у людей, нам бы потребовалась гигантских размеров память. Поэтому выработалась специальная адаптация – способность к созданию и воспроизведению сложных и трудноподделываемых сигналов, которые позволяют индивидууму заявить о том, что он свой и ему можно доверять. В роли таких сигналов выступили сложные и временами кажущиеся нелепыми с точки зрения здравого смысла религиозные ритуалы и верования. Веря во что-то бессмысленное и выполняя странные и причудливые обряды, люди таким образом проходят проверку на принадлежность своей социальной группе.

Впрочем, иррациональность некоторых ритуалов и религиозных взглядов мало когда смущала верующих. Ведь, по мнению того же Буайе, религиозное мышление очень удобно для человека, оно не требует от него особых психических усилий. Напротив, для того,

чтобы быть последовательным атеистом, необходима упорная критическая работа мозга. Верить для человека более естественно,

так заложено природой, это позволяет экономить энергию мозга.

Теперь рассмотрим другую точку зрения на религию – как на полезную адаптацию, которая способствует более тесному сплочению человеческих коллективов. Такого подхода придерживаются канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф. Многие религии действительно поощряют заботу об общем благе и подталкивают своих приверженцев к заботе о ближнем даже в ущерб личным интересам. В пользу этого подхода говорит также то, что в политеистических пантеонах существует множество богов, следящих за соблюдением морали. 

Для подтверждения этой гипотезы психологами был проведен ряд экспериментов. Особенно интересен оказался один из них. В нем испытуемым задавался следующий вопрос: согласятся ли они организовать сбор денег на лечение ребенка из бедной семьи? При этом участники эксперимента были поделены на две группы, одной из которых сказали, что в случае согласия им и вправду придется это сделать. Во второй группе людей убедили, что вероятность реального участия в судьбе больного ребенка маловероятна. И в этой второй группе гораздо больший процент верующих, чем в первой, согласился на организацию сбора средств. Помимо этого были проведены и многие другие эксперименты, которые показали:

религиозные люди ведут себя более альтруистично,

чем их неверующие собратья, лишь в том случае, если за ними наблюдают.

Если верующим напоминали о том, что за ними постоянно надзирает всевидящий Бог (знакомя их с текстами, где якобы случайно попадались упоминания о высших силах), то они вели себя более просоциальным, то есть направленным на благо других, образом. В анонимных опытах, когда рядом не было ни текстов с упоминанием Бога, ни земных наблюдателей, связи между религиозностью и альтруизмом обнаружить не удалось.

Может ли религия способствовать единству человеческих коллективов? Да, может, но религия также может объединять одни социальные группы против других – примеров тому в истории множество. Вспомните крестовые походы (христиане против мусульман), священные войны исламистов (правоверные против неверных), воинствующих антисемитов, устраивающих еврейские погромы.

Рассмотренные выше концепции объединяет одно – это низведение религии с пьедестала всеобъемлющей мировоззренческой системы до побочного продукта сознания или регулятора поведения. В эпоху торжества секулярного мировоззрения религиозным верованиям был нанесен сокрушительный удар. Вот только станет ли от этого в будущем меньше верующих? Ведь по многим причинам религия удобна и даже в определенной степени полезна для людей. Поэтому не исключено, что она будет существовать, пока существует само человечество.

НГ-Религии

Теги: