вооруженных силах России утверждена должность помощника командира воинской части по работе с верующими. Представители церкви убеждены, что это необходимо не только военнослужащим, но и всей армии, превратившейся в «закостенелую и разлагающуюся систему». Правозащитники в свою очередь считают, что сначала необходимо наладить нормальную медицинскую и психологическую помощь, и только потом решать духовные вопросы.

Равняйсь, смирно, аминьСвященнослужителей с 1 января 2010 года допустят до военнослужащих. В вооруженных силах России утвердили должность помощника командира воинской части по работе с верующими, которую будет занимать духовное лицо. В свободное от службы время каждый верующий сможет обратиться к священнику. Для представителей других вероисповеданий также будет допущен свой духовник.

В Ленинградском военном округе пока такие нововведения не комментируют. Как пояснил корреспонденту «БалтИнфо» помощник командующего ЛенВО Юрий Кленов, по этому вопросу еще не получены никакие документы, и организационные вопросы только решаются.

В свою очередь профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов пояснил, что речь идет не о постоянном присутствии священников в части, а об их свободном доступе на территорию, где солдаты несут службу.


«Иначе у нас просто священников на все военные части не хватит. В России провозглашена свобода совести, и каждый в праве исповедовать христианскую веру. Свободный доступ духовного лица в часть – это всего лишь исполнения конституционного права человека», - заметил он.

Митрофанов также напомнил, что до революции верующие всех конфессий могли постоянно общаться со своим духовником.


«Любой православный священник не только мог, он был обязан посещать военнослужащих. Затем это было отменено. А сейчас духовная жизнь солдат зависит от произвола начальства. Если начальник верующий, то священника допускают в часть. Если нет, то допуск запрещен. И начальство забывает, что в его подчинение разные люди – и верующие, и неверующие», - заметил отец Георгий.

Принятые общие для всех условия допуска, уверен священнослужитель, сделают армию несколько открытой и даже изменят взаимоотношения внутри нее.
«Армия из-за своей закрытости костенеет и разлагается. В результате, могут происходить различные преступления. Здесь просто необходим человек, несвязанный с этой системой. А священнослужитель всегда, даже неверующими, воспринимался как независимый от земного начальства»,- пояснил он.

Позицию представителей церкви разделяет руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. В этом нововведении он видит только плюсы. Как он отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо», это, в первую очередь, положительно скажется на воспитании личного состава.


«Сегодня в армии мы нуждаемся в достойных воспитателях, этим должен кто-то заниматься. Учитывая рост популярности православия, в этом ничего негативного нет»,- отметил он.

Эксперт также уверен, вероятность того, что в армии могут возникнуть конфликты на религиозной основе - минимальна. Кроме того, по словам эксперта, у России уже есть опыт правильного регулирования в армии религиозных отношений в дореволюционный период.

Между тем, по мнению главы общественной организации «Солдатские матери» Эллы Поляковой, перед тем как решать духовные вопросы в армии, необходимо разрешить насущные.


«В армии сейчас нарушаются права человека, не хватает психологов, социальных работников, профессиональных врачей»,- отметила она.

Равняйсь, смирно, аминьВпрочем, как отметила правозащитница, появление священников в армии – это неплохо, если не идет навязывание православия.


«У солдат должна быть свобода выбора. В одной из военных частей в Петербурге мы наблюдали такую картину – священник во время присяги совершал православный обряд. Когда он проходил мимо шеренги молодых людей, окропляя их святой водой, некоторые отшатнулись. И понятно почему – кто-то придерживается других религиозных убежденный, кто-то вообще атеист. И это право человека, которое не нужно нарушать»,- рассказала она.

Кроме того, по словам Поляковой, даже те священники, которые сейчас взаимодействуют с вооруженными силами, не всегда делают то, что от них ждут солдаты.
«У нас есть военная часть в Печенге Мурманской области, а рядом находится монастырь. Так именно из этой части в нашу организацию обращались солдаты, которых жестоко избивали. Они сбегали из части, приходили в этот монастырь, но помощи так и не получали»,- привела пример Полякова.

Конечно, добавила она, есть и примеры, доказывающие необходимость взаимодействия.
«У нас была такая история, когда к священнику за помощью обратился сбежавший солдат, над которым издевались в части. Он принял этого солдата, накормил, оставил у себя. Затем связался с нашей организацией, и молодой человек был комиссован», - отметила Полякова.

Тем не менее, она убеждена, что введение священнослужителя в штат военнослужащих проблему не решит. «Верующие должны свободно посещать храм, они не должны сидеть в клетке. У них должна быть возможность выхода на свободу для общения с духовным лицом», - добавила она.

Отметим, на сегодняшний день, по данным Московской патриархии, на территории военных частей Министерства обороны действует 530 храмов, в которых служат около 850 священников.


Балтинфо

Теги: