Постановщики оперы «Тангейзер» оправданы. Новосибирский суд не обнаружил оскорбления чувств верующих.

Только рано радоваться. При нынешнем состоянии дел такие ситуации обречены воспроизводиться вновь и вновь.

А ведь был человек, который предупреждал!..

Дмитрий Лихачев о православии и государстве, журнал «Огонек», 1988. №10:

«Самодержавие нельзя было отождествлять с православием. Я не берусь судить, насколько тут вина церкви, хотя вина, скажем, митрополита Фотия и других была. Гарантия авторитета церкви — отделенность ее от государства. Церковь и государство переплелись, и все вины государства падали на церковь. Эта формула погубила тогдашнее православие или, во всяком случае, подрубила его. Церковь должна быть отделена от государства. <…> Христианство было на Руси и до крещения Руси, до принятия христианства. И княгиня Ольга крестилась, и церковь Ильи существовала в Киеве. Крещение Руси — официальное принятие христианства государством, соединение церкви и государства. Говорить о втором крещении Руси ни в коем случае нельзя, это было бы несчастьем для христианства — воссоединение церкви и государства. Наоборот, церковь должна быть полностью отделена от государства для того, чтобы она могла свободно развиваться и быть религией в полном смысле этого слова. Вообще общественный прогресс заключается в свободе, в увеличении сектора свободы… Сектор свободы по всем линиям увеличивается, а сектор свободы церкви в том, что она отрешается от своей зависимости от государства. Зависимости какой? Либо поощрительной, либо непоощрительной».

С этого интервью в СССР началось то, что можно назвать государственной реабилитацией христианства. Если до этого в том же «Огоньке» невозможно было опубликовать фото с крестами на православном храме (даже Покрова на Нерли или Успенского собора Владимира), то теперь запреты пали. И через несколько недель с государственным размахом отмечалось тысячелетие крещения Руси.

Медленно, вразвалочку государство и РПЦ вновь начали сближаться.

А после путча, падения коммунистической идеологии и отпадения союзных республик процесс пошел на полную катушку. Власти было страшно без идеологии. Она занялась поиском «национальной идеи». И РПЦ предложила Кремлю свои услуги.

Как некогда советские профсоюзы стали приводными ремнями партии и перестали быть собственно профсоюзами, так церковь после ее фактического огосударствления превратилась в Министерство Всероссийской Духовности (МВД).

Последствия разнообразны и печальны.

Авторитет церкви не может не упасть, когда высшие церковные чины получают доступ к административному ресурсу, в том числе и судебному, с помощью которого можно отобрать у соседа квартиру и упрятать за колючую проволоку «кощунниц», осмелившихся провести свой панк-молебен о низвержении президента в главном храме империи. (Пришло бы пуськам в голову сделать такое, если б грех огосударствления не был столь очевиден?)

И не надо удивляться тому, что иерархи перестали стесняться роскоши, стали благословлять олимпийцев на спортивные подвиги, молчанием поддержали аннексию Крыма и войну на Украине. Войну с братским православным народом. А глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что русский народ с симпатией относится к главе Чечни Рамзану Кадырову, которого «критикуют только враги русского народа».

Падение трехсотлетней империи Романовых ничему не научило ни РПЦ, ни Кремль.

Novayagazeta.ru

Теги: