Экспансия нацелена в том числе на привлечение к УГКЦ православных верующих


Греко-католическая церковь служит идейным маяком для многих украинских националистов, включая членов запрещенных в РФ организаций. Фото со страницы Василия Лабайчука в социальной сети Facebook

«В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии (приходы. – «НГР»)», – заявил 8 октября, находясь в Риме, глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук в эфире Радио Ватикана. По мнению лидера украинских греко-католиков, это вызвано тем, что жители Восточной Украины «увидели хороший пример настоящего духовного пастыря в лице греко-католического военного капеллана», окормлявшего военнослужащих. «Мы понимаем, что военный капеллан в первую очередь является священником для армии, а не для гражданского населения, – продолжил Шевчук, – но сам факт, что спонтанно со стороны местных людей проявилось такое уважение к УГКЦ, является для нас вызовом. Поэтому нужно знать, как на это правильно ответить, как послужить тем людям, которые ищут Божьего слова именно в нашей Церкви».

При изучении публикаций на украинских интернет-ресурсах, обслуживающих подконтрольные Киеву города Донецкой области, становится ясно, что расширение греко-католического присутствия в этом регионе идет уже полным ходом. Так, 16 сентября с.г. городской совет Славянска одобрил разработку детального плана участка на пересечении улиц Коммунаров и Юных Коммунаров в центре города под строительство греко-католического храма. Ранее, как сообщал городской сайт 6262.com.ua, и.о. главы города, секретарь славянского горсовета Олег Зонтов заявил во время встречи с главой Краматорского деканата Харьковско-Донецкой епархии УГКЦ священником Василием Иванюком, что «городские власти всесторонне поддерживают предложенную УГКЦ идею возведения полноценного греко-католического храма в Славянске».

16 сентября на сайте города Доброполье Донецкой области появилась новость о том, что городской глава Виктор Дерипаска предложил отложить решение по поводу поступившей к нему заявки о выделении участка площадью 1760 кв. м на улице Московской, в центре города, под храм УГКЦ, мотивировав это тем, что «не знает ничего об этой заявке и нужно разобраться в вопросе». Однако из этого сообщения следует, что идея строительства униатской церкви в Доброполье тоже существует. Бюджет строительства культового здания (его предполагается собрать из карпатской сосны), как 23 сентября сообщил добропольскому городскому сайту 06277.com.ua Иванюк, составит 100 тыс. долл.

Из того же интервью Иванюка городскому сайту Доброполья выясняются интересные вещи. Во-первых: «Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата. Один из храмов предложили построить в Доброполье». Упомянута влиятельная организация, действующая в эмиграции и имеющая связи как с западным истеблишментом, так и с нынешним правительством (директор Всемирного конгресса украинцев Евгений Чолий 28 августа 2014 года подписал специальный «Меморандум о сотрудничестве» с премьер-министром Арсением Яценюком) и президентом Украины. Конгресс также взаимодействует с УГКЦ и Киевским патриархатом. С лидерами этих Церквей Чолий также лично встречался в 2014 году. Для подобной организации, осуществлявшей наблюдение за выборами в Украине в 2012 и 2014 годах, ставящей в программных документах цель способствовать евроинтеграции Украины, миллион долларов – деньги не слишком большие.

Во-вторых, священник Василий Иванюк сообщил журналистам: «Я только недавно закончил военную службу – был капелланом в украинской армии». То есть упомянутые архиепископом Шевчуком капелланы уходят с военной службы, начиная заниматься духовным окормлением населения Восточной Украины. Для привлечения верующих у них есть не только имиджевые, но и финансовые рычаги, скорее всего зарубежного происхождения. Как сообщают добропольские журналисты, в разговоре с ними местный глава структуры УГКЦ упомянул, что «с помощью греко-католиков сейчас удается привлекать очень серьезные инвестиции в Краматорск». Из других признаний священнослужителя можно выделить его слова о том, что «много пришло к нам из Православной церкви Московского патриархата во время войны из-за политики». На неофитов, видимо, рассчитаны новые греко-католические храмы в той части Донецкой области, которые находятся под контролем украинской армии, МВД и добровольческих батальонов.

«УГКЦ традиционно связана с теми, кто ассоциировал себя с украинской национальной идеей либо в виде радикального украинского национализма, либо в виде украинской идентичности, которая четко противопоставляла себя идентичности русской, – сказал «НГР» заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Поэтому строительство ее храмов я расцениваю как шаг в украинизации Донбасса, как попытку осуществить смену идентичности, ликвидировав ключевой фактор, мешающий интеграции региона в украинское унитарное государство». Эта деятельность осуществляется планомерно и уже не первый год (см. «НГР» от 16.04.14).

Еще один факт, связанный с экспансией УГКЦ на восток Украины, – письмо архиепископа Святослава Шевчука архиепископу Харьковскому и Полтавскому Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Игорю (Исиченко) от 18 сентября, опубликованное на сайте этой епархии. Данная епархия de facto представляет собой самостоятельную Церковь, обычно обозначаемую как УАПЦ(о). «Желаю уведомить вас о решении отцов Синода, – пишет Шевчук, перечисляя постановления Синода УГКЦ, – выразить готовность к совместному поиску путей восстановления евхаристического общения и административного единства между Украинской греко-католической церковью и Харьковско-Полтавской епархией УАПЦ(о). Создать синодальную рабочую группу для поиска модели административной единства УГКЦ и Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ(о)». «Хочу заверить вас, – добавил глава УГКЦ, – что с мандатом Синода епископов УГКЦ я лично как глава Церкви буду прилагать все усилия для того, чтобы благородное дело единения наших Церквей при Божьем благословении как можно скорее увенчалось успехом».

Реальные ресурсы УАПЦ в Харьковской и Полтавской областях невелики: по официальным данным, на начало 2013 года (более поздние публикации данных Министерства культуры Украины не детализированы по регионам) там действовало соответственно 15 и 8 религиозных организаций этой Церкви. По сравнению с общим числом общин УАПЦ, которых в 2013 году было 1247, это немного, основная часть ее приходов сосредоточена в западноукраинских регионах. «Верующих у УАПЦ там количественно немного, но это та их часть, которая готова к активному действию, а не посещает храмы только ради крещения детей или отпевания покойников, – сказал «НГР» директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский. – УАПЦ собирает определенную аудиторию в этих регионах, в первую очередь это патриотически настроенная украинская интеллигенция. Я недавно встречался с ними, общался, они активные, многим интересуются…»

Таким образом, для католиков восточного обряда, также представленных в Харьковской и Полтавской областях не слишком широко (соответственно 8 и 12 первичных религиозных организаций на начало 2013 года), этот союз мог бы оказаться полезным. Но еще более значимым мог бы оказаться прецедент присоединения к Церкви, принявшей унию с Римом, не отдельных православных клириков или приходов, а целой церковной структуры. По мнению Антошевского, «это сложно, тем более что эта структура хочет сохранить свою автономию и даже название». Однако УГКЦ вооружена историческим опытом, потому что сами украинские греко-католики появились в конце XVI века в результате соглашения о том, что Рим принимает их с условием сохранения автономии, обрядов и обретения собственного названия. Нельзя исключать возможности воспроизведения этого опыта в XXI веке.

Ng.ru

Теги: