16 января 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион рассказал, чем суеверия отличаются от веры.

Архипастырь назвал суеверия "подменой веры". Эта подмена происходит тогда, когда истинная суть христианских праздников и христианского образа жизни вытесняется обычаями, не имеющими ничего общего с церковными. По его мнению, «за многими суевериями стоит диавол, который просто пытается насмеяться над религией».

О подмене веры, обрядовости и "порче"«Церковь всегда пытается научить человека разумному отношению к жизни, сказал далее Владыка Иларион. – Сам Бог стал человеком для того, чтобы научить людей разуму, показать, где истина, а где ложь, где добро, а где зло, где свет, а где тьма. Суеверия, гадания – это абсолютная тьма, а подлинное религиозное чувство, обряд, Таинство – это всегда свет. Поэтому суеверие также отличается от веры, как диавол – от Бога, как тьма от света. Это полностью противоположные вещи».

«У нас очень распространено такое явление, как обрядоверие – продолжил Владыка. – Оно заключается в том, что люди воспринимают веру как совокупность некоторых обрядов, в которые якобы укладывается вся вера. Допустим, на Пасху надо яйца красить, в Родительскую субботу – пойти на кладбище. В этом случае люди пытаются узнать Церковь исключительно с точки зрения того, какие обычаи в ней существуют, что можно, что нельзя, что надо носить. Все вопросы такого человека, обращенные к священнику, сводятся к несущественным внешним моментам».


Архипастырь также отметил, что даже молитва «может быть суеверной, если она не подкреплена опытом духовной жизни». Неверующий человек может обращаться к святым со своими просьбами, и это лучше, чем если бы он вообще не молился, «но еще лучше, чтобы человек ходил в храм и всю свою жизнь воспринимал комплексно, во всех своих проблемах, в том числе и телесных болезнях, видел бы ту духовную составляющую, которая не может быть исцелена никакими суевериями, обрядами и гаданиями».

Говоря о допустимости рождественских колядок, Владыка поделился воспоминаниями о богослужениях в Свято-Духовом монастыре Вильнюса, в котором он начинал свое монашескую жизнь, и где колядки даже исполнялись за праздничным богослужением.


«Думаю, правильнее отделять богослужение от внебогослужебного народного творчества. Мне, кажется, колядкам место не в храме, а в приходском доме, на детских елках, и других мероприятиях, связанных с празднованием Рождества Христова», – добавил архипастырь.

В заключение архиепископ Иларион ответил на вопрос об отношении Православия к таким терминам и явлениям, как «порча» и «сглаз»: «Таких терминов в православном лексиконе не существует вообще, потому что Православная Церковь не признает таких явлений, как порча и наговор. Невозможно взять и испортить человека из-за того, что кто-то не так на него взглянул. Но мы знаем, что существует мир отрицательных темных сил, который мы называем бесовским. Этот мир существует параллельно нашему человеческому миру, и мы находимся в полной безопасности от него, если мы участвуем в церковных Таинствах, носим нательный крест, и, самое главное, не верим в силу диавола и тех духов, которыми он повелевает. Человек становится подвержен действию этих духов тогда, когда сам открывает им вход через участие в каких-то суевериях, гаданиях. Сначала человеку внушают, что его испортили, потом, что ему надо пойти к бабке, которая снимет порчу. Если он начнет во все это верить, то может стать психически больным, не говоря уже о том, что он будет духовно больным. Церковь предостерегает от этих суеверий. Надо ходить в храм, носить на себе крест, причащаться, исповедыватся, не совершать смертных грехов, и тогда никакое зло не сможет повредить человеку».

Официальный сайт ОВЦС

Теги: