В ходе интервью, данного телеканалу «Россия» в преддверии годовщины со дня вступления на престол Патриарха Московского, Святейший Кирилл рассказал, каким был этот год для него и для Русской Церкви, а также объяснил, почему он называет победу в Великой Отечественной войне «чудом Божиим».

«За минувший год произошло много важных событий, но я бы особенно выделил решение президента о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах, а также решение о том, чтобы наше духовенство наконец-то начало работать в Вооруженных силах», — рассказал патриарх. Кроме этого, он отметил важность своих пастырских визитов на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, показавших, что Русская Православная Церковь — это не просто Церковь одного государства, а та сила и тот институт, который объединяет людей во многих странах.

"РПЦ - это не просто Церковь одного государства"«Я думаю, что сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил — в масштабах всего рода человеческого, — продолжил патриарх Кирилл. — Это полная деформация и искажение понятия, которое связано со словом "любовь". Для меня как для верующего человека любовь — это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одного Бог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь — это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божий дар».

Это совершенно удивительный Божий дар, считает предстоятель Русской Церкви,  потому что любовь сама по себе способна соединять людей.

«Всё остальное: наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические различия — практически все работает на разъединение, — сказал патриарх. — Любовь — это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и отвечаем, в первую очередь, некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли, воли к добру».

Коснувшись в своём интервью темы насилия и зла на телеэкране, Святейший Кирилл назвал её постоянное муссирование «очень серьёзной мировоззренческой проблемой».

«Когда в новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание, — отметил Патриарх Московский и всея Руси. — Современное человечество привыкло к картинам человеческого страдания. Если бы на человека, жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационный ряд, наверное, психика бы не выдержала. Наверное, люди бы захотели встать со своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали друг другу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется и не в последнюю очередь под влиянием того, что звучит слишком много рассказов о человеческих ужасах».

Отвечая на вопрос, как объяснить невоцерковленному человеку, зачем нужна Церковь, патриарх Кирилл объяснил:

«Вера... дает человеку внутреннюю опору и способность строить свое счастье. В сознании современной молодежи понятия счастья и веры сочетаются, может быть, с большим трудом. ...На самом деле, когда человек погружается в жизнь Церкви, когда он погружается в реальный духовный опыт, он начинает понимать, какая огромная сила его питает. Мы... говорили о целостности человеческой личности, о внутренней силе — именно это дает Божия благодать, которую мы в Церкви почерпаем, в сочетании, конечно, с человеческими усилиями. Мне кажется, никакими словами, даже выступлением патриарха по телевидению, не помочь человеку понять то, что открывается только в глубине религиозного опыта. Я могу лишь пригласить людей испытать этот опыт, пройти через него, и тогда они, может быть, скажут лучше, чем я, о том, что в их душе произошло и почему нужны вера и Церковь. Но это открывается в глубине религиозного опыта».

Без молитвы не может быть религиозного образа жизни, уверен предстоятель Русской Церкви.

«А что такое религиозный образ жизни? Это не только сознание того, что Бог есть, — это ясное понимание того, что Бог присутствует в твоей жизни, — объяснил патриарх. — Он не где-то на небе, Он не за горами, Он не в каком-то неведомом пространстве — Он рядом с тобой. И у тебя есть две возможности. Можно сделать вид, что Бога нет, но от этого сам факт не меняется. И есть другая возможность — попытаться вступить в отношения с Богом, замкнуть цепь. Молитва — это и есть замыкание цепи между человеком и Богом».

Патриарх Кирилл рассказал о проблеме, которую он называет «внутренней секуляризацией, внутренним обмирщением»:

«Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, особенно в моменты стрессов, переживаний, болезней, неудачи, смерти близких; но жизнь засасывает и происходит некое отделение сознания от этого религиозного опыта, переключение внимания на текущие проблемы, и начинает казаться, что все можно решить и без Бога. Глубочайшее заблуждение... Бог может удержать нас от ошибок, удержать от действий непорядочных и греховных. ...Это и есть религиозный образ жизни: когда мы постоянно ставим себя перед лицом Божиим и оцениваем с точки зрения Его заповедей, Его закона свои собственные поступки и свою жизнь».

В ходе интервью Патриарх Московский и всея Руси коснулся и темы победы в Великой Отечественной войне, 65-я годовщина которой отмечается в этом году. В своё время предстоятель Русской Церкви назвал Победу чудом Божиим, а на этот раз объяснил подробно, что он имеет ввиду.

«Несомненно, это было чудо. По всем оценкам мы должны были проиграть эту войну. Нужно посмотреть на историю открытыми глазами — тогда станет ясно, что на самом деле произошло, — сказал Святейший Кирилл. — Невозможно сравнивать военную мощь Германии и Советского Союза в начале войны — организацию, дисциплину, немецкий порядок. И вот такая армада вступила на территорию страны, прошедшей через гражданскую войну, измученную внутренними конфликтами».

Компартия пыталась объединить людей, однако могла объединить лишь своих единомышленников, продолжил свою мысль патриарх.

«Но ведь большинство людей не были членами партии! А сколько среди них было людей обиженных, репрессированных, детей репрессированных... И великое Божие чудо явилось в том, что народ объединился во имя победы и оказался способным принести колоссальные жертвы. Это невозможно объяснить ни организационными партийными мероприятиями, ни даже авторитетом Сталина, потому что среди людей оставалась значительная внутренняя оппозиция. Она была скрытая (открытая оппозиция вся была разгромлена), но общество не было консолидировано настолько, чтобы все вместе могли встать на защиту. И все-таки народ объединился и сумел, принеся невероятные жертвы, отстоять страну, нашу русскую цивилизацию, если хотите, наш мир. Все это исчезло бы с карты земного шара».

«Это великое Божие чудо — Господь приклонил милость», — заключил патриарх Кирилл.

РусОбоз

Теги: «Россия», Патриарх Кирилл, Русская Церковь, Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Великая Отечественная война