Известный как Закон или пакет Яровой официально называется так: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности". Поправки, касающиеся верующих и религиозных объединений, вступили в силу 20 июля 2016 года (тогда как поправки, касающиеся хранения баз данных сотовых операторов и предоставления их спецслужбам, вступают в силу только в июле 2018 года). Закон внес изменения в Закон о свободе совести (Глава III-1. Миссионерская деятельность. Статья 24-1. Содержание миссионерской деятельности. Статья 24-2. Порядок осуществления миссионерской деятельности), в Кодекс об административных правонарушениях (в статье 5.26 КоАП РФ) и в Жилищный кодекс РФ (часть 3 статьи 17 и статья 22 часть 3-2).

Если суммировать положения Закона Яровой о миссионерстве, то они заключаются в следующем: Каждый верующий, говорящий о Боге вне культового здания от имени религиозного объединения, должен иметь при себе документ от организации (но в реальности полиция и суды штрафуют или задерживают всех, даже тех, кто лично от себя проповедует).


Религиозные группы, которые уведомили о свое существовании, также должны выдавать документы своим миссионерам (в реальности полиция и суды стали требовать, чтобы любые группы уведомляли о своем существовании, хотя по закону это необязательно).


В жилых помещениях можно проводить обряд, но нельзя проповедовать или приглашать туда неверующих. Кроме того, жилое здание нельзя сделать культовым.


Проповедующий свою веру в сети Интернет, в средствах массовой информации «либо другими законными способами» также должен иметь документ от организации.


Иностранный миссионер должен заключить трудовой договор с религиозной организацией, то есть приехать по гуманитарной или религиозной визе и получить квоту, а проповедовать только на территории, на которой по уставу действует пригласившая организация.


Санкции предусматривают штрафы для граждан до 50 тысяч, а для организаций до 1 млн рублей.


Закон Яровой даже спустя короткое время после своего принятия оказал большое влияние на общественную атмосферу. Он стал своего рода символом и воплощением контроля государства за жизнью граждан и общественных организаций. Непосредственно после своего принятия закон коснулся именно религиозных объединений, представители которых стали подвергаться штрафам. Содержание этого закона имеет значение не только для верующих, силовых структур и чиновников, но и для научного сообщества – религиоведов, социологов, историков, политологов. Сам закон вызвал оживленную дискуссию, в основном, вокруг попыток спецслужб контролировать личную жизнь граждан. Протестанты, часть православных, мусульмане резко критиковали законопроект, но безуспешно. Пакет Яровой посеял страх среди верующих и чиновников, с одной стороны, изменил отношение к религии в обществе, с другой, подтвердил то отношение, которое сложилось в постсоветское время. Религия автоматически оказалась опасной в обществе, где всякая гражданская активность находится под подозрением. Последствия применения этого закона будут еще долго сказываться на религиозной жизни и политике.

Современное представление о религии в России чаще всего связывают с господством православия в смысле влияния церковного руководства Московского патриархата и присутствия православной тематики в идеологии патриотизма. Однако социологические опросы даже по прошествии 20 с лишним лет после распада безбожного советского государства фиксируют низкий уровень реальной религиозности населения, посещения богослужений и религиозных знаний. Этот феноен многие православные публицисты, такие как Сергей Чапнин, называют православием без веры, своеобразной постсоветской гражданской религией России. Религиозная политика властей и новое законодательство о религии показывают, что государство в том, что касается непосредственно религиозной жизни (а не имущества, денег и официальных мероприятий), скорее, противоречит интересам РПЦ. Независимо от своих хозяйственных интересов Церковь является крупнейшим в России христианским движением, которое не может не желать себе больше последователей и лучших условий и возможностей для миссионерства. В одной из самых секуляризованных стран Европы, которой является Россия после советского времени, к 2016 году любое миссионерство и проповедь оказались под подозрением, а слово о Боге, произнесенное без документа, стало караться серьезными штрафами (до 50 тысяч для граждан, до 1 млн рублей для религиозных объединений).

Трудно удержаться от соблазна провести исторические параллели...

Продолжение см. тут

Теги: