По сообщениям СМИ, военкомат Бахчисарайского района Крыма потребовал от 18-летнего призывника – свидетеля Иеговы по вероисповеданию – в письменной форме отречься от веры. Призывник получил повестку с требованием «предоставить документы о перемене веры». В этом случае он получил бы право на альтернативную гражданскую службу (АГС) взамен военной, а иначе – суд и тюрьма.

В российской и украинской прессе разгорелся нешуточный скандал. Всего за два дня об инциденте сообщили десятки изданий. Тогда военный комиссар Павел Врублевский поспешил откреститься от истории, заявив, что надпись на повестке поддельная и написана «неустановленным лицом», и затем написал жалобу почему-то в ФСБ. По ироничному совпадению, именно ФСБ является вдохновителем преследований свидетелей Иеговы, как ранее, в советский период, этим занимался КГБ. В поселке Кугеси (Чувашия) ФСБ занимается проверкой другого призывника этой же религии.

Затем военком вызвал к себе призывника и при свидетелях, под диктофон потребовал извинений за клевету. Верующий также должен признаться в том, что сам вписал компрометирующую военкомат надпись о «перемене веры». Иначе ему грозит иск за клевету с компенсацией морального вреда.

Я видел фотографии повесток. Их две, а не одна. На них есть все необходимые номера, даты, подписи и печати. Текста на них больше, чем на скриншоте, опубликованном СМИ: сверху имеется полное ФИО и адрес призывника, написанные абсолютно тем же почерком, что остальной рукописный текст. Это подтвердит любая графологическая экспертиза. В СМИ эта часть обрезана из соображений конфиденциальности.

Верующий не намерен признаваться в подделке документов. По его словам, он получил повестки полностью заполненными лично из рук сотрудника по имени Марина Александровна в кабинете № 10. Мне очень интересно, продолжает ли Марина Александровна работать в военкомате, поскольку военком заявляет, что ни один из его сотрудников надпись не делал.

Таким образом, позиция военкомата выглядит так: призывник раздобыл пустой бланк повестки, заполнил его от и до, каким-то непостижимым образом поставил печать военкомата и подпись военкома и принялся клеветать на него. Или еще более фантастический вариант: он нашел незаполненный бланк, но уже с печатью и подписью, и затем заполнил. И сделал он это два раза, заполнив два бланка чуть по-разному, с разными датами и номерами.

Эти повестки – не единственный источник информации об инциденте. По словам призывника, он имел и устные беседы с работниками военкомата, которые говорили ему то же самое: пройти АГС, будучи свидетелем Иеговы, нельзя. Для начала необходимо сменить веру.

Конечно же, более вероятным кажется другое объяснение: военкомат Бахчисарайского района просто сделал то же, что уже происходит в разных частях России. Военкоматы уже запрещали молодым свидетелям Иеговы право на АГС, такие случаи фиксировались в Чувашии и Татарстане. И везде подразумевалось при этом, что призывнику стоит поменять религию, и проблемы не будет.

Меняй веру – или в армию

Эта история плачевным образом характеризует уровень юридической грамотности некоторых военных. Согласно статьи 59 Конституции РФ, альтернативная гражданская служба может быть предоставлена призывнику в случае, если «его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы». Как видим, призывнику необязательно даже быть верующим, необходимо лишь иметь «убеждения». Это может быть, скажем, атеист-пацифист. Никакое формальное членство в организациях тоже не требуется. Человек может (или мог) состоять в какой угодно организации, но только наличие определенных убеждений является критерием для прохождения АГС.

Да, Верховный суд 20 апреля ликвидировал юридические лица свидетелей Иеговы. Некоторые военкоматы интерпретируют это таким образом, что убеждения свидетелей Иеговы автоматически становятся преступными. Это еще одна ошибка – решение суда относится только к юрлицам и не имеет никакого отношения к взглядам и убеждениям физических лиц. Суд никак не оценивал верования граждан России. Ничего подобного нет в решении Верховного суда, в чем легко убедиться, если просто почитать его. В военкоматах, видимо, читать решения судов не принято.

Если гражданин России определенным образом понимает Библию и религию, это не может являться причиной для ущемления его прав. В случае крымского призывника мы имеем классический пример дискриминации по религиозной принадлежности, и дискриминации с самым экзотическим средневековым привкусом. Пещерное инквизиторское сознание пробудилось и бодро заявило о своих правах, изумив журналистов и просто мыслящих людей.

Данный инцидент примечателен и по другой причине. В других военкоматах отказ в прохождении АГС мотивировался якобы экстремизмом призывников. Загадочный вид экстремистов, отказывающихся брать в руки оружие, – тема для другого разговора. Столь же удивительно и то, что военкоматы пытаются отправить в армию людей, которых считают экстремистами.

Но в Бахчисарае мы ясно видим: вовсе не экстремизм беспокоит военкомат. От призывника не требуют отказаться от экстремистских взглядов или прекратить заниматься экстремизмом. Неважно, совершает ли призывник экстремистские деяния. Нет, военкомат интересует только то, во что он верит. Военкомат хочет стать министерством по делам религий.

Кстати, какую религию хотят видеть военкоматы у призывников? Хотя повестка верующего из Бахчисарая об этом умалчивает, рискну предположить: такую, которая позволит взять оружие и идти убивать людей по первому приказу. Вот такая религия, видимо, будет иметь зеленый свет, одобрение и аплодисменты во всех военкоматах.

Еcho.msk.ru

Теги: