Новый вариант Устава РПЦ:

"3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»"
http://www.patriarchia.ru/db/text/5074390.html

Было:
"В обязанности Архиерейского Собора входит: ... д) канонизация святых".

То есть теперь нельзя прославлять украинских "местночтимых" стариц и старчиков без утверждения в Москве.


Соответственно в правке 2017 года:

"4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»".

Ранее "в обязанности Священного Синода" это вообще не входило.

Собственно, уже в конце 90х - после канонизации Петра Могилы - стало понятно, что киевские канонизации надо как-то "нормализовать". Украинские архиереи на общих соборах послушно голосовали за соответствующие поправки, аналогичные сегодняшним, и столь же дружно их потом игнорировали. А патриархия не настаивала.
Посмотрим, что будет теперь.

***
И, как и прежде, Собор РПЦ - высшая судебная инстанция для УПЦ.

***

Киевляне того же мнения:

в принятом Архиерейским Собором РПЦ определении «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви» предложения митрополита Онуфрия "обросли" дополнениями, которые впервые за много лет отчетливо сужают самостоятельность УПЦ в рамках РПЦ/Московского Патриархата.

Так, в пункте 3 определения говорится: "В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси".

Никогда ранее РПЦ не должна была одобрять Устав УПЦ, такого пункта в уставе РПЦ не было. Устав УПЦ говорит, что он утверждается Собором УПЦ, и всё. Теперь необходимо обязательно получать одобрение в Москве. При этом возникает естественный вопрос: если центр управления УПЦ находится в Киеве, как на этом настаивает митрополит Онуфрий, поддержанный Архиерейским Собором РПЦ, почему Устав УПЦ должен проходить процедуру одобрения в Москве?

Далее в соборном определении утверждается: "Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси". Ранее такого требования в уставе РПЦ не было. Теперь утверждено прямое требование устава РПЦ о поминовении патриарха РПЦ во всех храмах УПЦ. Этот пункт, по-видимому, внесен самим патриархом Кириллом, который болезненно воспринимает свое непоминание в целом ряде храмов УПЦ.

Далее тексте документа отмечается: "Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором".

Следует учитывать, что Архиерейский Собор в данном контексте — это именно Собор РПЦ (в Уставе УПЦ отсутствует такое понятие как Архиерейский Собор, вместо которого есть Собор епископов). Ранее в уставе РПЦ такого пункта тоже не было. Хотя Архиерейские Соборы РПЦ утверждали создание епархий в пределах УПЦ, но это была скорее традиция, официально не зафиксированная в уставе. Теперь это стало обязательной нормой.

Следующий, 10-й пункт определения гласит: "Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви". Это тоже новая прописанная в уставе РПЦ норма. Ранее многие решения московских соборов, исходя из местной ситуации, систематически игнорировались и не исполнялись в УПЦ. Теперь открывается новая интрига в отношениях между РПЦ и УПЦ.

орировались и не исполнялись в УПЦ. Теперь открывается новая интрига в отношениях между РПЦ и УПЦ.

11-й пункт: "Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления". Данная формулировка выглядит произволом в отношении нынешнего Устава УПЦ. В УПЦ есть свой Синод, и ранее по умолчанию считалось, что Синод РПЦ не занимается украинскими делами. Теперь это уже не так (хотя и с оговорками).

Другие пункты также закрепляют зависимость УПЦ от РПЦ (в частности, подтверждается, что УПЦ "получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси").

Некоторым успехом УПЦ в демонстрации своей самостоятельности является пункт 12-й соборного определения: "В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция". Однако далее говорится: "При этом суд Архиерейского Собора (имеется в виду РПЦ - ред.) является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви".

Единственным очевидным достижением УПЦ на соборе является прямая декларация определения Архиерейского Собора РПЦ о том, что центр управления УПЦ находится в Киеве (пункт 4-й). Надо полагать, эта запись была сделана, чтобы формально обезопасить УПЦ от действия закона о ''церкви с центром в стране-агрессоре", проект которого рассматривается в парламенте Украины. Однако другие пункты соборного определения слабо коррелируют с этой поправкой.
https://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/38240-arxierejskij-sobor-rpc-ogranichil-samostoyatelnost-upc.html

Diak-kuraev.livejournal.com

Теги: