В Русской православной церкви отметили девятую годовщину интронизации патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи со знаменательной датой сам предстоятель РПЦ обратился 1 февраля с.г. к верующим с речью, в которой подвел итоги прожитому и сделанному, а также затронул некоторые актуальные вопросы, которые люди часто задают Церкви.

Прежде всего патриарх сообщил, что под его управлением Церковь изменилась к лучшему. «Что же для меня означают минувшие годы, – рассуждал глава РПЦ. – Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен, и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены – к лучшему».

Патриарх Кирилл особо отметил, что его интронизация «состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника православия». «Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния», – заявил церковный лидер. Любопытно, что именно в эти дни в Московском патриархате готовятся отметить вторую годовщину встречи своего лидера и папы Римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года. Планируется специальная конференция, Москва и европейские столицы обмениваются тематическими выставками. Вместе с тем в отношениях РПЦ и Ватикана зазвучали минорные ноты. Много говорят о критике, которой верующие подвергают экуменическое сближение Церквей. Возможно, многозначительные упоминания о Марке Эфесском служат цели развеять подозрения фундаменталистов в «предательстве православия».

«Выскажу свое личное, частное мнение. Я не вижу возможности приезда папы Римского в Россию. Российское общество пока еще к этому не готово. Зачем торопить события?» – заявил 2 февраля генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский. Хотя это мнение и частное, но прозвучало оно вскоре после визита российских католических епископов в Ватикан и их встречи с понтификом.

В качестве аргумента Ковалевский привел высказывание (не упоминая имени) митрополита Минского и патриаршего экзарха в Белоруссии Павла (Пономарева) о том, что православные и католики верят в разных богов. «Задача униатов – сказать, что у нас один Бог. Извините, но у нас не один Бог, друзья мои. У вас свой Бог, потому что вы по-другому в Бога верите. Вы по-другому его исповедуете. Бог действительно один, но у корпорации свой бог, у какой-то сектантской организации – свой. Они к нашему общему Творцу и Господу никакого отношения не имеют. Господь же в Евангелии говорил: «У вас чрева – бог, у вас маммона – бог». У язычников ведь тоже идол – бог. Но для нас, православных, это безделушка. Так же и униаты», – заявил митрополит Павел в эфире православного телеканала «Союз».

Патриарх Кирилл в своем слове к годовщине интронизации не ограничил критику западного христианства упоминанием о символизме дат. «Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной церкви», – сказал глава РПЦ.

Основной оппонент патриарха Московского в Киеве Филарет (Денисенко) накануне высказался на ту же тему в рамках христианских убеждений, но с большей готовностью принять как данность европейские реалии. «Сексуальные браки мужчины с мужчиной могут допускаться, но не считаться, что это правильно, что это – добро. Это есть грех. И Церковь не может это никогда поддержать. Поэтому терпеливо относиться к ним, как грешникам, надо. Но говорить, что это правильно, – невозможно», – заявил Киевский патриарх в интервью телекомпании Deutsche Welle.

Интересно, что во внецерковной жизни лидер Московского патриархата едва ли не единственный из общественных деятелей, действующих в русле политического мейнстрима, кто последовательно выступает против изоляции России как государства на международной арене. Так, в проповеди 4 февраля патриарх, обсуждая тему запрета участия в Олимпиаде сборной под российским флагом, призвал употребить все усилия, «чтобы окончательно похоронить попытки изолировать страну и народ только потому, что у страны есть намерения независимо от указаний сильных мира сего» (цитата по ТАСС).

Наиболее резонансным высказыванием патриарха Кирилла в речи к девятилетию интронизации стала его апология «богатства Церкви». «Когда мы с вами облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией», – сказал глава РПЦ. Протодиакон Андрей Кураев поиронизировал, что с Иоанном Златоустом нынешнего русского патриарха связывает золото облачений: «В церковном народе ход и связь времен изъясняют иначе: раньше одежды у батюшек был бедными, зато сердца были золотыми, а теперь наоборот».

При этом патриарх уверен, что Церковь должна быть там, где «сегодня идет братоубийственный конфликт», «где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо».   

Ng.ru

Теги: