15 декабря 2018 года на Соборе в Киеве было объявлено о создании новой церковной организации — Православной Церкви Украины (ПЦУ). Вскоре — а именно, 17 декабря — начались переходы в эту организацию из МПвУ (Московского патриархата в Украине, также известен как УПЦ МП). Они прекрасно мониторятся в постоянно обновляющейся статье украинской Википедии (да и на нашем Портале добрая половина случаев отражена в этом сюжете), но эти данные требуют анализа. Быстро или медленно идет переход? Как его прогнозировать, на что рассчитывать заинтересованным сторонам?

Ситуация развивается недельными циклами, так как большинство приходов принимают решения в субботу и воскресенье, но для широкой публики нагляднее результаты по итогам месяцев. Поэтому мы рассмотрим итоги февраля, то есть первых 76 дней процесса, считая первым днем само 15 декабря (когда еще ни одного перехода не было), а последним — 28 февраля (6 переходов).

Относительно судеб отдельных общин мы рассуждать не будем, так как, за небольшим исключением стратегически важных объектов (вроде кафедрального собора в Виннице или двух главных лавр), они находятся в броуновском движении и могут себя вести, как угодно. Мы будем обсуждать не те факторы, от которых окончательно зависит судьба той или иной отдельной общины, а только те факторы, которые отразятся в статистике. На любую отдельно взятую общину они тоже будут влиять, но не в такой степени, чтобы окончательно предопределить ее поведение.

Ситуацию внутри города Киева и в селах вокруг Почаевской лавры мы также обсуждать не будем, так как в них слишком много особенностей, уводящих от подчинения статистике.

Итоги 76 дней

Суммируем те данные, на которых будет построен наш анализ.

По состоянию на 28 февраля 2019 года, по истечении 76 дней процесса, перешло 417 общин. Процесс не имеет постоянной скорости, а, напротив, все время ускоряется: за вторую половину декабря перешло 35 общин, за январь — 150, за короткий месяц февраль — 232.

Подавляющее большинство этих общин расположены в западных областях Украины, несколько меньше — в центральных, и совсем мало — в восточных регионах.

Подавляющее большинство храмов — сельские. Доля городских приходов едва перевалила за 6,5 % от общего числа перешедших общин.

В городе Киеве (без области) количество перешедших приходов — 3 (из 268, т.е. 1,12 %).

Из монастырей перешел только один — хотя старинный и бывший еще недавно вотчиной нынешнего наместника Киево-Печерской лавры (Успенский мужской монастырь в селе Низкиничи Волынской области). Впрочем, до реального перехода там еще далеко, поскольку значительная часть братии со своими сторонниками сопротивляются принятому на общем собрании решению и покидать монастырь отказываются.

Теоретические основы анализа

Можно было заранее сказать, что процесс перехода из МПвУ в ПЦУ не будет определяться случайной диффузией, и поэтому количество перешедших приходов будет возрастать нелинейно. Как именно — это зависит от преобладания одних возможных тут процессов над другими.

Заранее обсуждались две гипотезы: (1) о преобладании процесса заполнения популяцией новой экологической ниши (Д. Каниболоцкий) и (2) о катастрофическом (в математическом смысле — одной из элементарных катастроф теории катастроф, так называемой катастрофе сборки) процессе приобретения долгожданного статуса, к которому долго не было доступа (автор этих строк).

Было заранее ясно, что оба процесса будут иметь место, но вопрос стоял об определяющей роли того или другого из них.

Если бы ПЦУ стала расти аналогично биологической популяции в условиях ограниченного количества ресурсов, процесс перехода определялся бы S-образной кривой (на рисунке это кривая 2, а пунктирная линия К — предел емкости экологической ниши):

В первой половине процесса, до достижения заполнения ниши (исчерпания ресурса) наполовину, рост идет очень быстрый, экспоненциальный (время тут оказывается в показателе степени при коэффициенте; если бы рост не был ограничен извне, то имела бы место зависимость, соответствующая кривой 1 на рисунке), но после середины он симметрично замедляется.

Второй вариант предполагает значительно более медленный, хотя и все равно довольно быстрый рост — степенную зависимость (рост пропорционально времени, возведенному в некоторую степень), но зато и без резкого замедления в середине процесса; тут замедление должно наступить лишь вблизи исчерпания ресурса.

Ниже на рисунке показана соответствующая зависимость для упругого растяжения резиновой ленты. Это так называемая петля гистерезиса (запаздывания): сначала лента растягивается, но потом сжимается.

Согласно «катастрофической» гипотезе, процесс перехода должен быть аналогичным (его удобнее сравнить с разжиманием сжатой пружины). Согласно этой гипотезе, должно было найтись много приходов, которые — в разной степени это осознавая (может быть, не осознавая совсем) — хотели бы уйти из МПвУ в какую-то «каноническую» украинскую Церковь, но не могли. Это соответствовало как бы сжатию пружины. Но когда была создана ПЦУ, они должны в нее устремиться — аналогично разжатию пружины. Если этот процесс становится определяющим для картины переходов, то нужно ждать графика степенной зависимости, где количество переходов будет пропорционально количеству дней, возведенному в некоторую степень.

Эмпирические данные

Для анализа отбирались данные с шагом, приблизительно, в 10 дней — чтобы на итоговый график не влияли случайные колебания в пределах отдельных дней. А именно, была использована следующая таблица (в каждой паре первое число — порядковый номер дня, второе — количество переходов по состоянию на этот день):

{1,0},{8,6},{18,36}, {27,54}, {37,120}, {47,174}, {57,263}, {67,346}, {69,359},{72,393},{75,409}, {76,417}

Как можно видеть из следующего рисунка, эти данные точнейшим образом ложатся на параболу степенной зависимости y= 0.175571 x^1.8, то есть на степенную зависимость, близкую к квадратичной.

Мы получили доказательство второй из двух альтернативных гипотез. Итак, ход процесса определяется катастрофой сборки, а график количества переходов соответствует возвратному ходу петли гистерезиса.

Обсуждение результатов

Нельзя не заметить, что кривая производит впечатление «замедленной». Особенно это видно по степени переменной (времени), которая меньше двух (1,8). Это действительно так, то есть процесс продолжается и сейчас не просто неравновесно (в физическом смысле), но и катастрофически — то есть с новыми замедлениями, как бы с дополнительным сжатием разных пружин, которые выстрелят в свое время. Поэтому надо понимать, что нынешняя закономерность — не навсегда. Некоторое время она еще побудет, но потом процесс будет описываться какой-нибудь «более быстрой» функцией, хотя по-прежнему степенной.

Чтобы разобраться с причинами «замедлений» и возникновения новых петель гистерезиса (новых катастроф сборки), нужно представить себе «физический смысл» (в данном случае, «социальный смысл») процессов, а дальше рассматривать отдельно их «термодинамику» и кинетику (последнее слово — без кавычек, т.к. тут оно во вполне точном смысле траектории процессов и их скорости).

«Термодинамика»: давление конформизма

«Термодинамика» обеспечивает энергетическую возможность и желательность хода процесса. Она тут определяется настроениями, преобладающими в украинском обществе в целом, безотносительно к религиозности. У большинства населения есть запрос на самостоятельную украинскую Церковь и недоверие к Церкви, управляемой из Москвы. Из этого большинства не исключены даже прихожане самой МПвУ.

Также надо учитывать, что мы обсуждаем процессы в церковных организациях, претендующих на огромную социальную значимость и на де-факто государственный статус (обсуждать, как это соотносится с конституцией светского государства, сейчас не имеет смысла). Это значит, что и ПЦУ, и МПвУ соперничают за обладание конформистским большинством населения — теми 60 %, которые ни при каких обстоятельствах не выберут добровольно оказаться вне большинства, а также той доли оставшихся 40 % условно православного населения, которую удастся заполучить. (Эти цифры, приблизительно, соответствуют многократно подтвержденным данным Сержа Московичи по психологии групп). Для 60 % населения ощущение себя внутри какого бы то ни было социального меньшинства абсолютно неприемлемо.

Сейчас украинское государство протранслировало, кого оно назначило большинством и мейнстримом, — и большинство населения неминуемо пойдет туда. В этом и состоит «термодинамика» процесса. Энергия, которая его движет, — это почти исключительно энергия человеческого конформизма.

Ссылки на любовь религиозных людей чувствовать себя принадлежащими к избранному меньшинству тут неуместны, т.к. подавляющее большинство прихожан обеих конкурирующих конфессий устроены совершенно иначе, а подавляющее большинство клириков — и вовсе имеют психологию нанятых работников.

Священники тут — не романтики, а серьезные взрослые люди, которые пришли зарабатывать деньги. Причем, они привыкли зарабатывать столько, сколько никаким другим способом им точно не заработать. Тут развивается патологическая аддикция с соответствующими психическими изменениями. Мирянам трудно поверить (но зато кто видел, тот знает), что у весьма многих материально успешных священников обычные человеческие чувства вроде собственного достоинства и общечеловеческой солидарности отключаются примерно в такой же степени, как у некоторых женщин, зарабатывающих на дозу, стоя на обочине трассы. Тем и другим все равно, какую услугу оказывать, но лишь бы был результат.

Те миряне и клирики, которые не подпадают под такое описание, плюс те немногие, кого им удалось бы увлечь через личные социальные взаимодействия, как раз и составляют тот минимум, до которого в Украине могла бы сократиться РПЦ МП (но реально она не будет сокращаться до такой малости, так как у нее блестящие перспективы впоследствии стать дренажной системой вокруг ПЦУ). Остальные клирики будут держаться МПвУ лишь до тех пор, пока будут надеяться на — прямую или косвенную — скорую московскую оккупацию Украины. Ключевое слово — «скорую». Очень долго они ждать не смогут, не такой у них срок хранения.

Тут стоит сделать примечание, что епископат МПвУ не особенно желателен в новой Церкви. Светским властям Украины может казаться иначе, потому что они не так хорошо понимают, как устроены церковные структуры. Им кажется, что это ускорит переход из МПвУ в УПЦ МП, и это хорошо. Но Патриарх Филарет (Денисенко) понимает, что это хотя и ускорит, но будет не очень хорошо: если в ПЦУ соберется некое ядро архиереев из МПвУ, то оно — через личные связи архиереев — поможет МПвУ избежать маргинализации, а сама ПЦУ превратится в «серую зону» между Константинополем и Москвой. Это было бы против тезиса Ecclesia moscovita delenda est. Поэтому руководство ПЦУ стремится отжать из МПвУ приходы и клириков, а архиереев отбросить, как жмых.

«Кинетика»: западная и центральная части Украины

Человеческий конформизм является огромным энергетическим ресурсом, но для его использования необходимо преодолевать различные кинетические препятствия. Поэтому в первых рядах переходят сельские общины — так как именно в селах подобные препятствия минимальны.

В селе, даже если в нем несколько храмов, собственниками церкви воспринимают себя все жители и сельская администрация. Завсегдатаям богослужений самим по себе было бы невозможно ни построить (или капитально отремонтировать) церковь, ни даже ее содержать. Пропаганда МПвУ воздействует непосредственно только на внутрихрамовую среду, но эта среда сама находится под прямым влиянием украинского общества в лице односельчан и сельской администрации.

Поэтому сельским общинам для перехода в ПЦУ достаточно лишь осознания, что до сих пор они пребывали в Церкви Москвы, а не Украины. Простые люди и даже простые сельские администраторы, причем даже на западе Украины, до недавнего времени об этом не задумывались, а местные клирики МПвУ внушали им обратное. Как ни странно, этим клирикам верили, но теперь ощущают себя обманутыми, и это придает энергии для борьбы.

Вот почему так много копий было сломано вокруг «закона о переименовании» (изменение в «Закон о свободе совести» Украины, обязывающее, в частности, МПвУ указывать свою принадлежность к Московскому патриархату). За подобный закон пытались бороться еще при президентстве Ющенко, но дело шло очень туго; даже нынешний изрядно запоздавший успех — результат постоянных усилий с 2016 года. По силе сопротивления промосковского лобби можно оценить важность нового закона.

Формально закон вступил в силу лишь 31 января 2019 г., и еще несколько месяцев пройдет, пока он начнет работать ощутимо для общества. Независимо от конкретных способов поскандалить против закона, которые выберет МПвУ, любое привлечение внимания к теме послужит социальной стигматизации «московской Церкви». Закон поставил МПвУ в состояние цугцванга — когда любой ее ход обратится против нее, а не делать ходов вообще - она не может. Скорее всего, когда влияние нового закона станет ощутимым, формула 0.175571 x^1.8 перестанет описывать ход процесса и уступит место чему-то более «быстрому». Правда, к этому времени начнут сказываться и другие факторы, ускоряющие процесс (о них отчасти мы скажем ниже).

В городах ситуация сильно отличается от сельской. Если не принимать в рассмотрение Киев (где ситуация отличается от всего вообще), то главное отличие — отчужденность простых жителей и администрации городов от храмов. Администрации могут оказывать храмам какое-то внимание, а многие простые жители — заходить в эти храмы время от времени, но храмы не становятся частью их собственного жизненного ландшафта, как это неизбежно в деревне. Эти храмы для большинства горожан не «свои». Поэтому церковные общины в большей мере варятся в собственном соку, и эффективность пропаганды МПвУ в них существенно выше. Судьбу таких храмов нельзя решить сельским сходом.

Но все же она решается, но только медленнее. Города с отставанием, но подтягиваются к селам. Пока это отставание чуть менее чем двадцатикратное, но оно медленно сокращается. Хотя отставание тут будет всегда. Городские храмы реагируют на настроения прилегающих к городу территорий и постепенно выстраиваются им вслед.

Еще сильнее изолированы от внешнего мира монастыри. С точки зрения статистики, переход хотя бы одного монастыря в первые же месяцы процесса выглядел почти невероятно. Однако он случился. В таком случае, объяснение, скорее всего, вне статистики, а в каких-то специфических процессах в этом конкретном монастыре (точнее – селе вокруг него).

Постепенно на западе и, в меньшей степени, в центральной части Украины формируются регионы с повышенной концентрацией переходов. Это связано с тем, что запустился механизм цепной реакции: люди смотрят на своих соседей, администрации соседних районов смотрят друг на друга. Эти процессы сильнее всего заметны в Волынской области (90 переходов = 13,43 % от местного количества храмов МПвУ по состоянию на 15 декабря) и в Винницкой области (75 переходов = 7,95 %). Скорость цепной реакции чрезвычайно велика: она описывается экспоненциальной зависимостью (то есть время тут внутри показателя степени), но пока что невелики сами регионы, в пределах которых она получает развитие. Поэтому скорость процесса в целом принципиально меньше, чем скорость этих цепных реакций. Тем не менее, именно эти реакции принесли основную часть достигнутых результатов, обеспечив сильное ускорение в феврале.

Цепная реакция возникает только тогда, когда на небольшой территории осуществляется несколько переходов (набирается «критическая масса»). Это механизм исключительно близкодействия, только в радиусе повседневного общения.

«Кинетика»: восточная часть Украины

На востоке Украины не образовалось ни одного региона, где пошла бы цепная реакция, хотя, видимо, в течение ближайшего месяца такие регионы появятся и там, — например, в Сумской области, где только 23 февраля состоялся первый переход сельской общины. Но это вершина айсберга: страсти кипят во многих общинах Сумщины, и новые переходы не за горами. Возможно, там появится первый на востоке регион, где включится цепная реакция.

Как бы то ни было, в первом полугодии 2019 года особого развития процесса в восточных регионах ждать нельзя. Но зато во втором полугодии его ждать нужно.

То, что сейчас происходит в восточных регионах, — похоже на «сжатие пружины», которое происходило на западе Украины прежде создания ПЦУ. До недавних пор приходы МПвУ на востоке ощущали себя частью «русского мира», и никакие бури юрисдикционных раздоров до них не доносились вообще. МПвУ была там идеологически безальтернативна. Не только прихожане, но и обычные люди и даже региональные администрации не ощущали свою принадлежность к МПвУ или просто наличие МПвУ по соседству или на подведомственной территории как что-то неестественное или опасное. Но теперь и на востоке страны МПвУ будет вызывать всё усиливающееся чувство тревоги. Конформисты начинают понимать, что с ней «что-то не так». Но конформисты — люди медленные, и им нужно время, чтобы понять, что они оказались где-то не там, а потом еще время, чтобы понять, «куды бечь». Конечно, государство располагает средствами их ускорить, и важнейшим таким средством послужит «закон о переименовании», о котором мы упоминали. Еще более действенное средство — развитие процесса на западе и в центральной части страны. Оно служит примером, то есть создает у конформистов ощущение отставания от паровоза.

В первом полугодии 2019 года восток проходит ту первую половину петли гистерезиса, которую запад прошел до 15 декабря 2018 года, — соответствующую сжатию пружины. Сейчас на востоке нужно ждать не столько переходов (они пока будут единичными), сколько «расширения сознания» у жителей. Альтернатива РПЦ МП тут должна стать важной повесткой дня — пусть даже в форме протестов против церковной политики правительства Украины и против ПЦУ. Большинство устроено так, что сначала ему удобнее мобилизоваться против ПЦУ, а потом всем разом стать «за» — да еще и с таким ощущением, будто они были «за» всегда.

Рассуждая о кинетике процесса, я постарался не упоминать о грубо-политических факторах, начиная с президентских выборов в Украине. Эти факторы уже не сильно влияют на запад и центр, но влияют на восток и на два символических объекта, две лавры — Почаевскую и Киево-Печерскую. Там чего-то ждут и на что-то надеются. Для востока это важнейший фактор «сжатия пружины» (создания петли гистерезиса).

Подождем и мы. Где-то летом, когда дождемся, увидим, как восток начнет подражать Волыни.

Сredo.press

Теги: