Статья настоятеля храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, преподавателя канонического права Московской духовной академии протоиерея Иоанна Лапидуса.


Да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирской:и да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровью Своею Господь наш Иисус Христос освободитель всех человеков.8-е правило III Вселенского Собора

События на Украине второй половины 2018 — начала 2019 годов вызвали целый ряд вопросов относительно каноничности, то есть законности, с точки зрения церковного права, действий патриарха Константинопольского Варфоломея. Как известно, правомочность и легитимность тех или иных действий, а также вытекающих из них последствий определяется соответствием поступков члена Церкви церковным канонам. Если имеется противоречие действий конкретным каноническим нормам, то подобные поступки расцениваются как нелегитимные, канонически ничтожные и влекут за собой прещения как в отношении мирянина, так и в отношении клирика.

Перед непосредственным каноническим анализом действий патриарха Варфоломея на Украине нужно отметить, что до событий 2018 года в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами сохранялся определенный status quo, характеризовавшийся полнотой общения между двумя Православными Церквами. Последний серьезный конфликт, приведший к разрыву евхаристического общения, имел место в 1996 году, когда Константинополь создал параллельные церковные структуры на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии. За прошедшие после восстановления евхаристического общения почти четверть века отношения двух Церквей нельзя назвать безоблачными, однако в указанный период не было явных действий Константинополя, которые можно было бы расценить как нарушение юрисдикционных границ Русской Церкви.

Продолжение см. тут

Теги: