Не заметил этой записи о. Георгия год назад. Что ж, продолжаем.

1. Мой тезис: практически все предоставленные Кплем (и Москвой) автокефалии последних четырех столетий были именно легализаций расколов, возникших много ранее.

Возражение Максимова: ранее автокефалии просили монолитно-единодушные в этом вопросе церковные структуры.

Это дикое игнорирование церковной истории.

Вот, скажем польская автокефалия.
Архим. Смарагд (Латышенко), ректор Холмской семинарии, в феврале 1923 года убил митрополита Варшавского Георгия. Именно в порядке протеста против автокефалии. Неужели масса просто духовенства и прихожан, не по своей воле внезапно оказавшиеся на территории новосозданной Польши, и в самом деле хотели откола от Церкви патриарх Тихона?

А Болгарская автокефалия (в любой из периодов своего объявления)? Болгары, греки и сербы во многих местах жили в соседних селах. Если бы провести там всеобщий референдум, то ой как много было бы голосов против создания именно болгарского патриархата. Почти сто лет Фанар не признавал болгарскую автокефалию именно по причине сложностей межевания. А русская церковь эти не-единогласия как раз не считала препятствием для собственной дружбы с болгарами и презирания греческих анафем. Отголоски тех распрей до сих пор видны в проблеме Македонской церкви.

Про русские голоса против московской автокефалии (впрочем, не провозглашенной, а явочным порядком реализуемой в 15-16 веках) я уже не раз говорил. Достаточно вспомнить преп. Пафнутия Боровского и его арест митрополитом Ионой.

В истории не бывает полностью идентичных ситуаций или полностью новых. Новизна и уникальность укроавтокефалии лишь в том, что это спор ведется в эпоху гласности и свободы высказываний. Оппозиция самостийным желаниям князя не ведет в тюрьму. Оттого нынешний гласный раздор кажется уникальным.

2. Кплский патриарх НЕ подписал орос унионального собора (Ферраро-Флорентийского 1439 года), ибо умер за месяц до этого акта. Но это не важно.

Важно то, что уже в 1453 году Кпльская патриархия вернулась к православию и патриархом стал св. Геннадий Схоларий. Более того, есть сведения о том, что в 1450 году в Константинополе имел место собор с участием патриархов Филофея Александрийского, Дорофея Антиохийского и Феофана Иерусалимского. Собор осудил и аннулировал Флорентийскую унию, лишил сана патр. Григория III Мамму и возвел на кафедру Афанасия II.

Почему не произошло восстановление канонических отношений с православным патриархом?

Почему вообще нет никаких документов о провозглашении автокефалии (до установления патриаршества)? Нет известительных писем другим патриархам. Нет и оповещения собственной паствы, что теперь мы вовеки самостоятельны. Москва сто лет пребывала в таком стыдливом раскольчике.

3. О. Георгий фантазирует - мол, Геннадий Схоларий восстановил отношения с русской митрополией. Никаких достверных сведений об этом историческая наука не знает. см. https://diak-kuraev.livejournal.com/2261494.html

Максимов приводит сюжет про хиротонию в Москве Кесарийского митрополита Иосифа. Разбор этой позорной истории про Остапа Бендера 15 века тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2261528.html и тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2379077.html

4. Далее следует любимый тезис московских манипуляторов - мол, ПЦУ получила недоавтокефалию. Мол, Кпль считает себя вправе автокефалии аннулировать.

Как сама Российская церковь совершенно беззаконно лишила автокефалии грузин - забывается. И совсем недавно реальная автокефалия РПЦЗ была растворена в Моспатриархии.

Да, я привожу примеры прошлых канонических беззаконий российских церковных властей, аналогичные дейсвтия Фанара. Но я их и называю беззакониями. У апологетов же Моспатриархии никогда язык не повернется осудить аннексию греческих епархий Крыма в 18 веке. Этика двойных стандартов поглотила совесть этих апологетов без остатка.

На 10й и 24й минутах Максимов приводит аналогию с моей квартирой и соседями. Я долго смеялся. По той причине, что именно этот сценарий уже давно реализован :)

Кроме того, в истории нашей стране были десятилетия принудительных подселений и ужиманий квартир. Например, в годы войны - в пользу беженцев. Фанар же в Киеве если что и ужал, так только амбиции моспатриархии. Он ни словом не осудил московскую иерархию в Украине. Он просто дал прописку раскольникам. Причем прописку в своей квартире - квартире "мирового православия". У УПЦ МП возникло лишь одно неудобство - оказывается, статус "канонических" есть теперь не только у них. Вот это рекламное удобство Фанар отнял у УПЦ МП. И не более того. Ни на недвижимость МП, ни на ее канонически-признанный статус Фанар не покушался.

5. Удивляет в этом ролике и хамский тон моего бывшего ученика, и накрутка обвинений. Оказывается, по Максимову, я не верю в православные догматы. За такие вещи можно было бы плюнуть ему в морду или подать в церковный суд.

Аргументов у Максимова нет. Никаких моих отречений от догматов он привести не смог. Он лишь попытался безразмерно расширить список церковных догматов. Мне же довольно слов св. Григория Синаита - "чисто исповедовать Троицу в Бога и Двоицу во Христе - в этом я вижу предел (орос) православия".

... Ролик годичной давности. События показали, что фальстарт московского синода, объявившего о разрыве с Фанарам лишь на основании прибытия его экзархов в Киев, нисколько не помог избежать худшего для Моспатриархии сценария. В Евангелии есть упоминание о царе, который должен был бы сравнить свои силы и силы противника, на которого он решил идти войной. Калькулятор московского патриарха тут явно дал сбой.

Diak-kuraev.livejournal.com

Теги: