Очередь к мощам блаженной Матроны Московской в столичном Свято-Покровском женском монастыре, кажется, никогда не исчезает. Чтобы попасть к раке, даже утром в будний день мне потребовалось 40 минут. «Это еще недолго, – говорят пришедшие сюда не в первый раз. – По выходным посетителей в 3–4 раза больше, очередь огибает храм и даже выходит за ограду монастыря». Поклониться старице приходят самые разные люди: паломницы с молитвенниками в руках, девушки на каблуках, с платками, повязанными поверх джинсов, мужчины в деловых и спортивных костюмах. Многие приходят сюда перед работой и, стоя в очереди, обсуждают по телефону свои дела.

Существуют десятки форумов с рекомендациями почитателей старицы о том, как следует подходить к ее мощам. Оказывается, непременно нужно принести живые цветы, некоторые даже утверждают, что лучше полевые или белые (Матрона «очень любит этот цвет»). Принесенные цветы затем освящают на ее мощах и раздают всем посетителям. Цветы, согласно советам, нужно поставить дома рядом с иконами и, кроме того, «можно есть, вместо чая заваривать – для улучшения здоровья, можно в подушку зашить, чтобы бессонницы не было».

Разнообразные легенды вокруг личности Матроны Московской начали возникать еще при ее жизни. Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Тульской области. Слепая от рождения, а затем еще и парализованная, она в возрасте восьми лет стала пророчествовать и исцелять. Большую часть жизни она прожила в Москве, ютясь в квартирах знакомых, и умерла в 1952 году. Матрона была похоронена на Даниловском кладбище, куда сразу началось паломничество. В 1999 году она была канонизирована РПЦ как местночтимая святая Московской и затем Тульской епархии, и ее прах был перенесен в Свято-Покровский женский монастырь. В 2004 году Матрона была причислена к лику общецерковных святых и стала первой в истории РПЦ канонизированной старицей.

О ее жизни известно главным образом из «Сказания о житии блаженной старицы Матроны», составленного Зинаидой Ждановой, в доме которой Матрона жила незадолго до смерти. В сочинении Ждановой описывается в том числе и то, как Матрона снимает порчу, изгоняя бесов. Церковь критикует это сочинение, однако открыто ложным его не признает. Фактически его исправленный вариант послужил основой для официального жития Матроны, которое, однако, утверждает, что ее дар имел «христианскую природу» и «не имел ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями».

Однако фигура новой святой до сих пор воспринимается неоднозначно. Своей скептической оценкой культа Матроны известен профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который указывает на непозволительное окружение ее образа различными суевериями и на догматически сомнительные истории, содержащиеся в книге Ждановой. На этом «псевдоправославном» сочинении, по его словам, и вовсе нужно поставить гриф «Перед прочтением сжечь».

Почему в таком случае именно культ Матроны получил наибольшую популярность в рамках феномена женского старчества, особенно развившегося в советское время? «Сколько бы ни навязывали народу тех или иных святых, просто так такого контакта со святым не возникает, – говорит глава пресс-службы Патриарха Московского протоиерей Владимир Вигилянский. – Такие вещи нельзя сконструировать каким-то спросом, связанным с информационными технологиями, здесь все зависит исключительно от внутреннего опыта. Истинно народное почитание – это и есть главное условие для канонизации. А к тому, что почитание обрастает некоторыми языческими элементами, сама Матрона никакого отношения не имеет. И те священнослужители, которые считают ее почитание сомнительным, все равно не могут его отрицать».

Сопредседатель экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии РПЦ академик РАЕН Павел Флоренский критически оценивает ажиотаж, возникший вокруг этой святой. «Я крайне негативно отношусь к этой мании исцеления, в том числе через Матрону, это ни в коем случае не должно противостоять врачебной практике», – отмечает он. Не в последнюю очередь споры вокруг фигуры Матроны Московской возникли из-за предания, согласно которому в 1941 году, перед битвой под Москвой, к старице приезжал сам Сталин, получил ее благословение и предсказание победы в войне. Факт посещения советским вождем блаженной старицы категорически отрицается РПЦ, однако предание прочно вошло в «народные жития» Матроны. Флоренский уверен, что это предание – «благочестивая легенда, которая отражает наше современное состояние: мы хотим, с одной стороны, достойно относиться к бывшему семинаристу Сталину, с другой стороны, поднять на столь высокий уровень наших праведников».

Осенью 2008 года стало известно, что в храме равноапостольной Ольги в городе Стрельна под Санкт-Петербургом находится икона с изображением Матроны Московской и Сталина. Эту икону петербургскому художнику Илье Пивнику заказал настоятель храма игумен Евстафий (Жаков), не скрывающий своих симпатий к сталинизму. Икона сразу подверглась резкой критике со стороны РПЦ, и игумену пришлось удалить ее из храма. Однако в октябре этого года в прессе появились сообщения о том, что икона неизвестного автора с изображением Сталина есть и в Москве, в храме Николая Чудотворца в Старом Ваганькове.

Имя Матроны Московской вновь появилось в заголовках прессы в связи с конфликтом между протоиереем Андреем Кураевым и кишиневским Обществом блаженной Матроны Московской (подробнее «НГ» от 28.10.10). Очевидно, что агрессивные действия радикальных последователей Матроны Московской придают еще большую неоднозначность ее образу, но вряд ли способны серьезно сказаться на масштабах почитания старицы.

***

Феномен культа Матроны комментирует религиовед, специалист по агиографии, кандидат исторических наук Илья Семененко-Басин.

– Илья Викторович, почему, на ваш взгляд, именно фигура Матроны Московской стала объектом массового почитания? Какую роль в этом сыграл квазирелигиозный культ личности Сталина, легенды о котором входят в некоторые описания жизни Матроны?

 

– В церковной традиции очень значимо почитание святых-скоропослушников. Матрона Московская принадлежит именно к этому типу. Скоропослушник отвечает на просьбы, отзывается на молитву и приходит на помощь. Причем святой выступает скорее невидимым другом верующего, нежели посредником между человеком и потусторонней нечеловеческой реальностью. В этом специфика христианского почитания святых. Полагаю, что массовое почитание блаженной Матроны обусловили человеческие ожидания, возникающие при встрече со святыней. Не последнюю роль сыграли современные СМИ, а еще раньше – церковная печать. Ведь почитание Матроны началось в 1993 году после того, как в Коломне было издано «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Книга сразу получила огромную популярность, тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров, затем последовали многочисленные переиздания. До 1993 года первоначальная могила Матроны на Даниловском кладбище в Москве если и почиталась, то очень узким кругом лиц. А спустя несколько лет культ новой святой распространился настолько, что в 1998 году ее мощи были перенесены в собор Покровского женского монастыря.

Для христиан святость – абсолютная характеристика, указывающая на причастность человека Богу, на его преображение. Когда к имени святого приплетаются разнообразные легенды, то к этому относятся очень настороженно. Напомню, что появление «Сказания о житии…» в свое время породило дискуссию (см. «НГР» от 16.09.98). Дело в том, что первые читатели «Сказания о житии блаженной старицы Матроны» узнавали из этой книжки не столько о самой Матроне, сколько о ее почитательницах и об их жизни, о том, какие им снились сны. Присутствовал в книге и пассаж о визите Сталина к Матроне осенью 1941 года. Будто бы Матрона, предсказав будущую победу, не велела Сталину покидать столицу. Относительно достоверности эпизода могу сказать только, что он закономерно исчез из последующих изданий книги.

– Насколько сложившийся культ Матроны Московской, окруженный самыми разными практиками и поверьями, соответствует православной традиции почитания святых?

 

– Образ Матроны тесно связан с изгнанием злых духов, лечением одержимости и защитой от колдовства. Православная традиция определяет строго церковные, храмовые формы лечения бесноватых. Но ведь их невозможно проводить в отсутствие специально подготовленного духовенства. Мне рассказывали, что Матрону причащал «катакомбный» священник, скрывавшийся от властей. Много ли мог сделать тайный священник в ужасной ситуации гонений? В то же время определенное служение было и у самой Матроны, несмотря на физическую немощь. В условиях разгрома церковной организации, в подполье, бытовали некие мирские фольклорные практики духовного целительства. Они-то и запечатлены в текстах, связанных с именем святой. Это малоизвестная и неизученная сторона народной православной жизни.

Теги: