(Ответ министру Д. Табачнику и Ко относительно событий конца 30-х — начала 50-х годов ХХ в. в Украине)

Ситуация в информационном и учебном пространстве Украины. Ежегодно накануне событий 9 мая (Дня победы) и накануне 1 сентября (дня окончания Второй мировой войны) в СМИ Украины появляется ряд статей, обращающихся к событиям 60—70-летней давности. Следовательно, эти вопросы не только актуальны, но и, как оказывается, не решены до сих пор.

Не решены эти вопросы до такой степени, что авторы учебников по истории Украины для школ вопреки своей воле вынуждены удалять из текстов в угоду Министерству образования то одни, то другие эпизоды, касающиеся именно событий той войны (об этом уже неоднократно писали украинские газеты). Однако вопрос остается открытым: как нам хотя бы называть ту войну: Великая Отечественная или Вторая мировая?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Каковы хронологические рамки военных событий? В первую очередь отметим, что за основу для отсчета необходимо брать территорию современной Украины.

Итак, как известно, на территории Украины военные действия начались не в 1941 г., как утверждают адепты названия «Великая Отечественная война 1941—1945 г.», а 14 марта 1939 г., когда на Карпатскую Украину со столицей в Хусте, президентом которой был А. Волошин, напала хортистская Венгрия. Пользуясь случаем, напомним, что тогда, через день после начала войны (15 марта), Карпатская Украина провозгласила государственную самостоятельность. Активное участие в тех событиях принимала Организация украинских националистов, поддерживавшая повстанцев среди прочего и человеческими ресурсами.

После этих событий войны на территории Украины начинались еще несколько раз: в 1939 г., когда гитлеровская Германия напала на Польшу, в состав которой входили западные регионы Украины, и в 1941 г., когда та же гитлеровская Германия напала на СССР, в состав которого входили уже все регионы Украины.

Однако впервые эта война началась именно 14 марта 1939 г. Следовательно, дата начала войны однозначна и сомнений ни у кого не должна вызывать.

Но когда на территории Украины война закончилась? Сейчас можем однозначно утверждать, что это явно не октябрь 1944 г., когда от немецких оккупантов Красной армией были освобождены последние населенные пункты Украины. Ведь война украинского народа против немецких оккупантов стихийно переросла в другую войну, новую — гражданскую войну против советской власти. Возглавляла эту войну Украинская повстанческая армия. Активизировалась эта гражданская война с зимы 1943 г. По форме это была партизанская война.

Понятно, что конец военным событиям положило и не 9 мая 1945 г. (хоть участие в поднятии победного флага над Рейхстагом и принимал украинский офицер Берест), и не 1 сентября 1945 г., когда завершилась Вторая мировая война (хоть акт капитуляции от имени СССР и подписал украинец — генерал Деревянко). Прийти к выводу относительно завершения этой войны сложно, но, считаем, ее окончание нужно датировать приблизительно началом 1950-х годов, когда Украинская повстанческая армия окончательно исчерпала свои силы, а ее поражение стало очевидным всем (командующий этой армией генерал Р. Шухевич погиб 5 марта 1950 г., однако отдельные, незначительные боевые действия некоторое время еще продолжались).

Таким образом, следует вывод: хронологические рамки войны на территории Украины — это 14 марта 1939 г. — начало 50-х годов ХХ ст.

Сколько войн было в Украине: одна или несколько? Концепция Великой Отечественной войны, которую исповедует современное руководство Министерства образования Украины и К°, утверждает, что на территории Украины в конце первой половины ХХ ст. была лишь одна война — советско-германская. Согласиться с таким подходом никак не можем.

Дело в том, что в указанный период на территории Украины состоялась не одна, а несколько войн, а именно: украинско-венгерская война (в 1939 г.), украинско-германская война (в 1941—1944 г.), в которой принимали участие советские партизаны и отряды Украинской повстанческой армии, украинско-польская война (первая половина 1940-х годов), которая то угасала, то вспыхивала такими трагедиями, как на Волыни, германско-советская война (в 1941—1945 г.), которая была основной и самой большой, гражданская украинско-советская война (начало 1940-х — начало 1950-х годов), которую вела Украинская повстанческая армия. К тому же Украина была участником украинско-румынско-советского конфликта, который касался захвата некоторых территорий Буковины и Бессарабии то одной страной, то другой, однако в военное противостояние в основном не переходил. Кроме того, юг Украины во время Второй мировой войны некоторое время был оккупирован румынскими войсками, входившими тогда в состав стран гитлеровской коалиции.

Только в войне между СССР и Германией в составе Красной армии принимало участие около 4,6 млн. украинцев (в среднем считают, что украинцем был каждый пятый боец Красной армии). В составе Украинской повстанческой армии по разным оценкам было от 40 до 100 тыс. воинов. Если учесть участников других войн (воинов-украинцев Карпатской Украины в 1939 г., воинов-украинцев польской армии в 1939 г. и тому подобное), то суммарное количество этих солдат достигает около 5 млн человек. Общее количество потерь среди гражданского населения Украинской ССР ориентировочно достигает 8 млн. (по статистическим данным до войны в 1941 г. — 41 млн., а после войны в 1945 г. — 27 млн.).

Итак, можем сделать вывод, что о событиях на территории Украины конца 30-х — начала 50-х гг. ХХ ст. правильно говорить не как об одной войне, а как о нескольких последовательно-параллельных войнах.

Как должны называться эти войны? На наш взгляд, к событиям, разворачивавшимся в Украине с конца 30-х до начала 50-х годов ХХ ст., неправильно применять названия ни «Великая Отечественная война», ни «Вторая мировая война», поскольку эти события хронологически не вписываются в рамки ни одной из перечисленных войн и касаются совсем других государств. Так, название «Великая Отечественная война» касается участия во Второй мировой войне России. Название «Вторая мировая война» касается событий 1939—1945 гг. и нескольких десятков государств с разных континентов. Украина же относительно военных действий того периода имеет свои хронологические рамки и свою специфику этих событий.

Учитывая сказанное, к упомянутым событиям можно было бы применять название «Украинские войны конца 30-х — начала 50-х годов ХХ ст.». Однако в этом названии не учтена одна крайне важная деталь — характер этих украинских войн. А их характер заключается в том, что конечной целью каждой из них было освобождение Украины от оккупационной власти (и венгерской, и румынской, и польской, и немецкой, и советской). Поэтому можем утверждать, что все эти войны имели ярко выраженный освободительный характер.

Следовательно, к событиям конца первой половины ХХ ст. наиболее целесообразно употреблять термин «Украинские освободительные войны конца 30-х — начала 50-х годов ХХ ст.» (сокращенно — «Украинские освободительные войны»). Полагаем, он наиболее точно воспроизводит сущность тех событий. Соответственно, и в учебных изданиях для школ и университетов уместно употреблять именно такое название, четко отделяя его от названий «Великая Отечественная война» и «Вторая мировая война».

Кто из украинских историков повторит поступок Василия Шкляра? Считаю, что наши историки, пишущие учебники, не должны писать их в угоду заказчику — Министерству образования. Простите за банальность, но они должны иметь гражданское мужество и описывать либо все известные науке факты, давая им оценку с украинских позиций, либо не писать ничего.

Что-то не слышно, чтобы какой-либо автор учебника по истории официально заявил о том, что он отказывается писать учебник потому, что ему запрещают излагать факты, которые для понимания хода истории имели решающее значение. Неужели отказ Василия Шкляра от получения Шевченковской премии в 2011 г. не вдохновит ни одного историка (или их группу) на аналогичный поступок? Разве нельзя написать авторский учебник по истории без грифа Министерства образования?

Историки меня исправят? Понятно, что неисторику рискованно вмешиваться в споры историков-специалистов и, образно говоря, вставлять в профессиональные дискуссии свои пять копеек, как это делают в одной из передач на телевидении. Но когда зарубежные историки начинают переворачивать все с ног на голову, мы должны все вместе поддержать профессора В. Степанкова в его отстаивании национальной концепции истории Украины (см. его статью «Новая парадигма безнадежного анахронизма» в газете «День» за 12—13 августа этого года). Что не учтено в нашем подходе к созданию названия событий конца первой половины ХХ ст.? Пусть историки обоснованно предложат другие варианты.

Зиновий ПАРТЫКО, профессор кафедры издательского дела и редактирования Института журналистики и массовой коммуникации Классического частного университета, доктор филологических наук, Запорожье

Теги: