«Я не устроенный в моей судьбе»

Музыку Артемия Веделя не раз запрещали исполнять. Но не издававшиеся при его жизни сочинения в рукописях расходились по рукам, “их пела вся Русь”. Позднее они стали важнейшим элементом богослужения в храмах, зазвучали в концертах.

ВЕДЕЛЯ упрекали в том, что для своих песнопений, написанных в форме концертов, он позаимствовал стиль, привнесенный итальянцами, бывшими на службе у Екатерины II. Однако специалисты считают, что произведения Веделя преисполнены лиризма, напевности, в них присутствует возвышенная сентиментальность, что характерно для украинского мелоса.

«Восхищены до небес»

ВЕДЕЛЬ сам дирижировал, когда исполнялись его произведения, и солировал. Его тенор завораживал. Любимый ученик Веделя, церковный композитор и протоиерей Петр Турчанинов так вспоминает о первой встрече с ним: “Мы спели старинный концерт Рачинского “Возлюблю Тя, Господи”, в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то... все присутствовавшие восхищены были до небес”.

Артемий Ведель: композитор и юродивый
...Артемий Ведель родился в Киеве на Подоле в апреле 1767 года в семье Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельских. (Свои сочинения он подписывал Ведель. На это же имя были выписаны и его военные документы. — Авт.). Отец, известный резчик по дереву, имел свою мастерскую и делал иконостасы. Единственный сын супругов был “красивый юноша с глазами, которые излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный”.

Будущий композитор учился в Киево-Могилянской академии в классе философии. В годы учебы начал писать музыку, дирижировал академическим хором и оркестром, виртуозно играл на скрипке.

Однажды его игру услышал московский генерал-губернатор Петр Еропкин и загорелся желанием иметь при себе талантливого музыканта. Вопреки желанию Артемия его отправили в Москву управлять генеральской капеллой.

В то время было много различных оркестров и хоров. Но коллектив Веделя стал одним из лучших и по художественному уровню уступал лишь Придворной императорской капелле.

За пять лет пребывания в Москве киевлянин обрел известность и как композитор. Но его угнетала тоска по Украине. Когда Еропкин умер, Артемий, сославшись на нездоровье, уехал домой.

В те времена в Киеве славились в основном церковные хоры, а из светских — хор генерала Леванидова, созданный при штабе пехотного корпуса. Генерал попросил Веделя руководить им, произвел в поручики. Он оказывал композитору содействие и в творчестве, и в военной карьере. Артемий быстро продвигался по службе: канцелярист, младший адъютант, старший адъютант-капитан. Успешным в это время было и музыкальное творчество: он написал шесть концертов и другие произведения. А хор “достиг мистических вершин”.

Украинские помещики заказывали композиторам пьесы для домашних капелл и хорошо платили. Однажды Ведель получил 300 рублей за два произведения. А Григорий Сковорода, будучи регентом придворного хора в Петербурге, получал 20 рублей в год, что считалось немало. Известен и такой факт. После исполнения концерта “Доколе, Господи” потрясенный князь Дашков снял с себя расшитый золотом шарф, положил в него 50 рублей и преподнес автору. Но Ведель за богатством не гнался и все раздавал бедным.

Класс на уровне академии

Генерала Леванидова назначали губернатором Харьковского наместничества, и Ведель поехал с ним. Он руководил хором и оркестром, преподавал пение в Казенном училище. Написал три концерта, другие композиции, которые звучали в церквях. Жители Харькова высоко ценили их.

Но вот у власти Павел І. Он не любил искуство. Корпус Леванидова расформировали, капеллу отменили, наместничество ликвидировали и восстановили Слободско-Украинскую губернию.

Капитан Ведель подал в отставку и перешел на службу к новому губернатору Алексею Теплову, который высоко ценил его талант. Теперь Ведель руководит губернской капеллой и учит музыке детей. Его ученики занимали первые места в придворных капеллах Петербурга, Москвы, столичных митрополичьих хорах. Дирижер Санкт-Петербургской придворной капеллы композитор Дмитрий Бортнянский расценивал вокальные классы Веделя как “музыкальную академию”.

Но постепенно культурная жизнь Харькова стала приходить в упадок. Не стало театра, губернского хора, симфонических оркестров. Исполнение песнопений Веделя в церквях было запрещено.

Он возвращается в Киев. Чувствует, что его музыка больше не нужна. “Я целиком неустроенный в моей судьбе. Ни сие, ни то, но что делать?” — пишет Артемий Лукьянович Турчанинову.

Монах в миру

ВЕДЕЛЬ был глубоко религиозным человеком. Даже состоя на военной службе, жил замкнуто. Только сочинял музыку, читал и молился. Почти ежедневно ходил в церковь, знал наизусть все 150 псалмов, часто причащался, мяса не ел никогда, спал на грубой подстилке.

Его вообще многие не понимали. Жил в Москве — но уехал, имел много денег — и раздал все, стал нищим. Был красив — но “избегал женскаго общества”. Ведель начал юродствовать, и стали думать, что он помешался. Но это был взятый им на себя подвиг самоотречения.

Артемий Лукьянович стал послушником в Киево-Печерской лавре. Служил безупречно, был примером для других в покорности и терпеливости. Но, видимо, не нашел того, что искал. Он отказался стать монахом, сбежал из монастыря.

По одной из версий, такой поступок известного человека вызвал недовольство монастырского начальства. И сфабриковали дело. Нашли бумаги, на которых якобы почерком Веделя были написаны “нелепости” о царской семье: Екатерину II убил ее сын Павел, и сам потом будет убит.

Веделя объявили сумасшедшим. Выследили на улице и увезли в Инвалидный дом при Кирилловском монастыре. Разрешение на это испросили у Павла I. По Высочайшему повелению содержали композитора “пристойным образом, но не давали ему ни пера, ни бумаги, ни чернил”. И так девять кошмарных лет...

Друзья ходатайствовали за него, однако безуспешно. Даже Александр I, сменивший Павла, приказал Веделя “оставить в нынешнем полонении”.

Он тяжело заболел. Тогда его передали на попечение отца. А как поправится — “взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску”.

Но 41-летнему Артемию Лукьяновичу осталось всего несколько дней жизни. 14 июля 1808 года он тихо отдал Богу душу, молясь на коленях в отцовском саду.

На его похоронах было много людей, хотя за годы заточения музыканта могли и забыть. Однако он сам писал: “Пока будет нестись время, до тех пор я буду существовать”.

...Сегодня известно около 80 произведений Веделя. Лучшие — “Услыши, Господи, глас мой”, “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь”, “Покаяния отверзи ми двери”.

В Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в Национальной филармонии, на других площадках проходят концерты и фестивали из произведений классика украинской хоровой музыки. Их исполняют лучшие музыкальные коллективы. Издана первая в мире “Антология произведений Артемия Веделя”. На фасаде Киево-Могилянской академии ему установлена мемориальная доска.

Теги: Ведель, композитор, произведения