Самая таинственная гора Киева — Щекавица — изучена мало. На каждый ее клочок приходится множество историй, легенд и реальных событий. В некоторые трудно поверить. Но даже перечень известных людей, побывавших на горе или упокоившихся в ее недрах, впечатляет.

«Город мертвых» в центре Киева «Город мертвых» — титул горы, представляющей собой сплошное кладбище, где похоронные процессии зафиксированы с летописных времен. Как сообщает «Повесть временных лет», в 912 г. там погребен киевский князь Олег. Помнит Щекавица и монголо-татарское нашествие 1240 г., в результате которого более двухсот лет в городе не было киевских святителей.

Пещеры на горе

Затем опустевшую гору облюбовали земледельцы: на ее плоской части выращивали хлеб, на склонах — виноград. В 1770 г. там хоронили умерших от чумы (около 6 тыс человек). Общие «чумные» ямы сверху засыпали известью. Через два года на горе возвели городское Шекавицкое кладбище, а еще через десять лет — Всехсвятскую кладбищенскую церковь. На погосте похоронены знатные киевляне: Балабух, Лакерд, Барских, Митюк, Войтенко, Романовский. Нашли там покой живописец Буряковский, архитектор Меленский, композитор Ведель.

Еще в прошлом веке на Щекавице мирно сосуществовали кладбища различных вероисповеданий: православное, старообрядческое, католическое, иудейское и магометанское. А нынешние улицы Олеговская и Мирная носили говорящие сами за себя названия — Погребальная и Черный Яр. «Город мертвых» славился захоронениями в три этажа, долгое время там был главный киевский некрополь. По православному обычаю, самоубийц не отпевают в церквях, а хоронят за оградой кладбищ и без крестов. Для этого на склонах Щекавицы сооружались насыпные террасы (галереи), которые можно видеть и сегодня.

Мое детство прошло у подножья Щекавицы, в Цимлянском переулке. Мы, мальчишки, забираясь на гору, видели темные входы в пещеры. Часть их была замурована, некоторые уходили вглубь, и мы боялись далеко забираться.

Страшные находки

В 1873 г. на нынешней ул. Фрунзе товарищество по акциям построило пивоваренный завод, работающий и ныне. В Цимлянском переулке оно приобрело землю для строительства усадеб работникам. Во время земляных работ был обнаружен склеп с четырьмястами человеческими скелетами как результат опустошения местности Менгли-Гиреем во время монголо-татарского нашествия. В 50-х гг. прошлого века кожевенный завод задумал строить на Щекавице два трехэтажных жилых дома. Но при устройстве фундамента найдено захоронение из более тысячи почерневших черепов. Строительство прекратили.

Страшная, пугающая гора. Но почему тогда ее аура всегда манила как простых, так и талантливых людей? Между заброшенными надгробиями по узким, занесенным жухлой листвой кладбищенским тропам любили прогуливаться Паустовский, Булгаков, Врубель. Там Господь давал им сил, слов и умения — пройти свой путь по жизни. Долго бродил по Щекавице и Пушкин, который сам попытался найти могилу князя Олега.

Матушка Анна

Более полувека прожила в доме на одной из насыпных галерей Щекавицы матушка Анна. Когда-то она работала переводчицей, модно одевалась, любила развлечения. Но однажды изменила свой образ жизни, став монахиней. На переулке говорили, что она, живя на галерее, общалась с душами похороненных там самоубийц, мечущимися между Небом и Землей. Матушка отмаливала их у Бога, чтобы он дал им успокоение. Власти предложили ей комфортабельную квартиру, но она осталась в своем ветхом домике без отопления и воды, долго простаивая в коленопреклоненных молитвах и помогая страждущим. И сейчас на место, где жила матушка Анна, приходят люди. Помолившись, они получают там облегчение. С детских лет мне посчастливилось общаться с матушкой.

— Чудеса считаются проявлением божественной силы, — говорила она нам, послевоенным детям. — Если человек не верит в чудо, он не верит и в самого Господа Бога. Следовательно, он сторонник дьявола. Рассказы о чуде привлекают высшие силы, а потому отгоняют нечисть.

Матушка Анна рассказывала нам о деяниях Христа, победе Георгия Победоносца над змием, чудотворных иконах и чудесах, которые творили святые отшельники. Она дарила нам нательные крестики, которые мы одевали под пионерские галстуки.

Новая

Теги: