В сложные времена особенно ощущается разница между словами, произнесенными просто так или чтобы произвести временное впечатление, и словами, которые вымолвил человек, собирающийся воплотить обещания в жизнь. Некоторое время после выборов проходит в массовых попытках народа сравнить «обiцянки-цяцянки» и действительные проекты. У нас это особенно актуально, потому что люди заждались. В XX веке народу довелось жить в трех совершенно разных цивилизациях: российской имперской, большевистской и — теперь — национально-державной.

В империи говорили о прогрессе с определенным основанием — столыпинские реформы начались успешно, страна по объему производства была примерно на пятом месте в мире, гораздо выше тогдашних Америки и Японии. Академик Дмитрий Менделеев предсказывал, что к концу XX века в империи будет около 600 миллионов населения. После октябрьского переворота 1917 года большевики разобрались и с населением, и со всем остальным. Не стану подробно рассказывать, какими методами достигался производственный прогресс, все мы про это наслышаны в достаточной степени.

Украина: комплекс тинейджераВ общем, к своей нынешней государственности Украина пришла с огромными проблемами в материальной и духовной сфере и огромной путаницей в головах. Все три цивилизации XX века приносили в Украину свои религии, исторические учебники, собственные мифологии, святые мощи и храмы. Мы уже забыли, что главной целью любого исторического исследования является не казнить или миловать, а понять. Увлекаясь вынесением приговоров предкам и современникам, мы разучились понимать собственную историю и друг друга, утопая в конъюнктурных толкованиях своей жизни и жизни тех, кто был в Украине до нас.

Бывший американский госсекретарь Джордж Шульц, которому довелось повоевать во Второй мировой войне, вспоминает, что когда его зачисляли в подразделение, уходящее на передовую, сержант, выдававший винтовку и патроны, сказал ему: «Сынок, береги оружие и не наводи его на человека, если ты не собираешься в него выстрелить». Это очень важные слова. На нашей недавней памяти было столько впустую произнесенных угроз и обещаний, что хочется, наконец, отдохнуть от них.

У американцев существует такое понятие, как «комплекс старшеклассника». Дойдя до возраста, когда начинается самоутверждение, тамошние подростки оформляют дверь в свою комнату надписями вроде: «Без разрешения не суйтесь!», «Дверь заминирована!» и тому подобное. С одной стороны, все знают, что в комнате живет полноправное существо, защищающее право на свой язык, вкусы, образ жизни, любимые музыку и одежду. С другой стороны, носитель «комплекса старшеклассника» понимает свою зависимость от родителей, друзей и учителей. Это сочетание чувства собственного достоинства, нарастающей силы и зависимости от окружения очень сильно влияет на формирующийся характер. Иногда государство в силу неустоявшихся стандартов и молодости бывает похоже на такого тинэйджера.

Надо поскорее взрослеть. Отстаивая свою свободу, надо поглядывать по сторонам, обогащаясь чужим опытом. Когда французский император Наполеон говорил, что французам нужна не абстрактная свобода, а равенство всех перед законом, он возглашал проблему не только национального значения. Наши высшие руководители обязаны жить по тому же закону, по которому живут и остальные граждане Украины. Болтуны должны отодвигаться все дальше на обочину нашего общества. Пройдя такие трудные дороги, мы не имеем права заблудиться на путях собственной истории еще раз.

БГ

Теги: три цивилизации, Российская империя, большевики, Украина, Дмитрий Менделеев, Вторая мировая война, комплекс старшеклассника