Споры о дате возведения собора в научном мире не утихают. 23 октября минувшего года 35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО внесла в Календарь памятных дат 1000-летний юбилей Софии Киевской, который будет отмечаться в 2011 г.

До сих пор считалось, что храм построил Ярослав Мудрый в 1017—1037 гг. После того, как ученые Софии во главе с профессором Надеждой Никитенко представили доказательства более ранних сроков закладки собора отцом Ярослава — Владимиром в 1011 г., документы отослали в Париж. Украинская и зарубежная научная общественность возмутилась — она не давала одобрения. «Новая» попыталась разобраться в вопросе, пообщавшись с обеими сторонами конфликта. Вывод: научного скандала не избежать. Собственно, он уже начался.

Новый день рождения Софии не такой уж новый — Надежда Николаевна посвятила этой теме 30 лет исследований и даже защитила по ней докторскую диссертацию. А вообще о возрасте собора спорят уже двести лет, и все безрезультатно.

Pro…

Возраст Софии Киевской вызвал скандал
— До сих пор при определении сроков возведения храма ученые опирались на летописи, — рассказала «Новой» г-жа Никитенко. — Но не стоит забывать, что подчас они были написаны тенденциозно и отражали стремление книжников приурочить великие события ко времени правления определенного князя. Ярославу было важно заявить о себе как о легитимном правителе, наиболее достойном наследнике Владимира, умершего в 1015-м. В Киеве он появился в 1016 году и стал самодержцем через 20 лет после смерти брата, Мстислава Черниговского, и заточения другого брата, Судислава Псковского. Летописные даты строительства Софии (1017—1037) искусственно привязаны к этому периоду, дабы увековечить князя как создателя главной древнерусской святыни. Но древнейшие нелетописные источники, «Слово» Иллариона (1022) и хроника епископа Титмара Мерзебургского (1018), свидетельствуют о возникновении Софии во втором десятилетии XI века. Уже тогда тевтонские рыцари, вернувшись из Киева, живописали неземную красоту храма. Митрополит Илларион, современник строительства собора, пишет о том, что Ярослав завершил начинание Владимира, как Соломон — Давида, достроив Иерусалимский собор.

Записки иностранцев Мартина Груневега и Эриха Ляссоты, посетивших Софию в конце XVI в., свидетельствуют, что традиция связывать ее создание с деятельностью Владимира, которого они называют «строителем Софии», бытовала в Киеве несколько столетий. В опубликованном латинском документе 1595 г. из папского архива также утверждается, что именно Владимир основал и одарил митрополичью резиденцию в Киеве. 1011 г. как время основания собора фигурировал в двух его главных надписях: титульной (над входом), появившейся в конце XVI — начале XVII вв., и ктиторской (на арках центрального купола), выполненной в 1640 г. по заказу митрополита Петра Могилы, владевшего материалами соборного архива, сгоревшего в 1697 г. Фото снятой реставраторами в середине ХХ в. ктиторской надписи Могилы с датой «1011 г.» недавно обнаружили в архиве заповедника. Даже в XVIII в. этот год официально признавался временем основания Софии, о чем свидетельствуют опубликованные статистические «Описания Киевского наместничества» 70—80-х гг. XVIII в. Тот же 1011 г. указывается кафедральным писарем Иаковом в составленной им около 1770 г. рукописи, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве Киева.

Но главным свидетелем рождения шедевра является… сама София Киевская. Обнаруженные на фресках в разных местах надписи-граффити (1018—1021, 1022, 1028, 1033 и 1036 гг.), опровергают 1037 г. как время основания или завершения строительства. Перечеркивают они и 1017 г. — выходит, что в 1018—1021гг. он уже стоял и был расписан. Сопоставив с этим временем дни освящений Софии, ее закладку датируют воскресеньем 4 ноября 1011 г., а инаугурацию — 11 мая 1018 г. Именно на эти даты выпадали Господни дни, когда она могла быть освящена. Значит, собор был заложен и почти построен Владимиром.

— Подтверждает это и прославление княжеской четы — Владимира и Анны на фресках и мозаиках, — поведал «Новой» Вячеслав Корниенко, ведущий научный сотрудник Софии Киевской. — Считалось, что это семья Ярослава, что никак не согласуется с граффити — его дети родились в 1020—1032 годах, а на портретах они уже взрослые.

Лабораторные анализы фресковой штукатурки и поливных плит пола Десятинной церкви и Софии Киевской доказали их полную идентичность. Это свидетельство хронологической близости обоих храмов, построенных «мастеры от Грекъ», призванных Владимиром в конце X в. для возведения Десятинной церкви.

…и сontra

Идею празднования 1000-летия Софии в 2011 г. поддержали в соответствующих министерствах, но не в ведущих научных институтах. Чего тут больше — ученой ревности, обиды на нежелание коллег из Софии поинтересоваться мнением других перед подачей заявки в ЮНЕСКО или искреннего желания установить истину — сказать трудно. Директор Института археологии НАНУ Петр Толочко назвал работу Надежды Никитенко научно-популярной, а «ультрараннюю» дату закладки собора плодом фантазии автора и безответственным эпатажем. По мнению академика, спорить можно только о 1017—1037 гг., причем сам он склоняется к 1017 г., что и обосновал в ряде работ. Главный контраргумент — «Повесть временных лет».

— Упомянутая Титмаром Мерзебургским церковь святой Софии была деревянной и позже сгорела. Ее нельзя отождествлять с сооружением, которое заложил и построил Ярослав, — утверждает сын академика — Алексей Толочко, член-корреспондент НАНУ, заведующий Центром исследований истории Киевской Руси Института истории Украины.

Не поддержали «ультрараннюю» датировку и в НИИ памятникоохранных исследований.

— Вызывают большие сомнения даты, приписываемые обнаруженным граффити, — заявил «Новой» Тимур Бобровский, замдиректора по научной работе. — Известно, что в то время они обозначались не цифрами, а буквами со специальными титлами. На некоторых из них титлы отсутствуют.

С просьбой объявить мораторий на празднование 1000-летия Софии в 2011 г. к министру культуры и туризма Василию Вовкуну обратились участники Международного семинара «Архитектура Византии и Древней Руси IX—XII вв.», состоявшегося в Эрмитаже. Научная концепция Надежды Никитенко названа частной, а контраргумент все тот же — летописные свидетельства. Среди подписавшихся — и профессоры Венского, Пенсильванского, Белградского университетов.

Гендиректор Софии Киевской Неля Куковальская предложила всем желающим продолжить дискуссию. Оппоненты же готовятся к международной конференции в марте. На установление истины у ученых есть полтора года. Успеть бы, а то перед ЮНЕСКО неудобно.

Теги: дата возведения, ЮНЕСКО, София Киевская, Ярослав Мудрый, Митрополит Илларион