С 1967 года, когда македонские митрополиты решили в одностороннем порядке отделиться от Белградской церкви, Македонская Православная Церковь живет в изоляции и расколе. 


Множество причин - политических, исторических, культурных – лежат в основе щекотливой ситуации, когда возможные пути выхода представляются довольно сложными. Почему так, объясняет Тони Николов, главный редактор болгарского журнала «Христианство и культура».


50 лет Македонская Православная Церковь живет в изоляции и расколе. Это болезненная ситуация, при которой возможные пути выхода представляются сложными, в первую очередь потому, что в церковные дела вмешиваются политические факторы, но также и потому, что нет четких правил относительно того, как Православная Церковь может провозглашать свою независимость. Синод Македонской церкви направил письмо Священному Синоду Болгарской Православной Церкви с просьбой о помощи с целью признания их сообщества в качестве автокефальной Церкви.

Суть дела. В отличие от Католической церкви, в которой структурно архиепископии едины по отношению к Риму, в православном мире в настоящее время существует 14 автокефальных, то есть независимых поместных церквей. Даже если это не является правилом, поместные Церкви обычно соответствуют своим национальным государствам.

«Македонская проблема проистекает из того факта, эта территория исторически была под различным господством вплоть до рождения македонского государства в 1991 году», - объясняет главный редактор болгарского журнала «Христианство и культура» Тони Николов, эксперт по церковным вопросам и доцент философии в Софийском университете. «Охридская архиепископия (которая включает также территорию нынешней Македонии) была основана в 971 году и существовала до 1767 года, когда по воле султана перешла к Вселенскому Константинопольскому Патриарху». В течение определенного периода времени македонцы относились к Болгарской православной церкви, но с 1920 года, с созданием Королевства сербов, хорватов и словенцев, эта территория перешла под юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

Борьба между Белградом и Скопье. «Проблема возникла в 1967 году, когда македонские митрополиты решили отделиться от Белграда в одностороннем порядке, - поясняет Николов, - после чего Сербская православная церковь назвала их «раскольниками», и никакие другие православные церкви их не признают». Ситуация, которая продолжается до наших дней, такова: Македонская церковь, будучи неканонической, не находится в духовном и евхаристическом общении с другими Церквями, и поэтому не может канонизировать своих собственных святых и не может варить миро.

«Теоретически они должны попытаться восстановить в первую очередь общение с Сербской церковью, потому что они отделились от нее, - утверждает Николов, - но отношения между двумя Церквями очень натянутые, и в последние годы диалог прекратился».

Годами Белград искал способы отправить в Скопье своих митрополитов, епископов и священников, но македонские власти, которые поддерживают национальную Церковь, изгнали их из церквей и монастырей, посадив в тюрьму архиепископа Йована Вранишковского. Сегодня в Македонии последователей сербской церкви очень мало, большинство верующих посещают Македонскую церковь.

Прошение к Болгарской церкви. В этом сложном контексте просьба Македонской Православной Церкви к Болгарской Православной Церкви состоит в том, чтобы восстановить евхаристическое общение и объявить себя «Матерью-Церковью» по отношению к ней. «Церковь-Мать могла бы предоставить независимость, - объясняет Николов, - и это прошение стало большим вызовом для болгарских митрополитов». София ответила, что «она позаботится о судьбе братьев Македонии и инициирует серию консультаций с другими православными церквями, чтобы прояснить канонический статус Македонской церкви». Но она отказалась призвавать ее независимость.

Щекотливый вопрос автокефалии. «В православном мире вопрос автокефалии - провозглашения независимости Церкви - не однозначен», - сказал также болгарский патриарх Неофит, ссылаясь на то, что нет четких правил и канонов. «Теоретически автокефалия должна предоставляться ​​Вселенским Патриархатом, но в истории были случаи, когда это исходило и от Русского Патриархата», - добавляет главный редактор журнала «Христианство и культура». Как в случае с Польской православной церковью и Православной Церковью в Чешских землях и Словакии.

В православном мире есть Церкви, признанные только некоторыми поместными Церквями, такие как Православная Церковь в Америке, которая получила свою автономию от Москвы - и Константинополь ее не признает - или Эстонская православная церковь, утвержденная Константинополем, но не признанная Москвой.

Каковы пути выхода? «Чтобы разрешить эту ситуацию, потребуются годы консультаций и тяжелых переговоров, - уверен Николов. - Один из двух великих патриархатов, или Константинополь, или Москва, должен признать автономию Македонской церкви, и частично проблема будет решена». Но есть много препятствий. У греков есть проблема с названием «Македонская церковь», в то же время сербы никогда не согласятся (с автокефалией Македонской церкви – Т.Д.). К тому же, Сербская церковь является очень важным союзником Московского Патриархата.

Наконец, объясняет Николов, есть еще один аспект: «Православные церкви боятся создавать прецеденты, потому что есть несколько неканонических церквей - мы думаем об Украине, где сосуществуют шесть православных церквей, - которые будут следовать за македонцами». Однако, в отличие от Украины, македонцы находятся в этой ситуации уже полвека и они никогда не признают юрисдикцию Белграда, даже если это будет означать годы изоляции.

Ива Михайлова (София), перевод с итальянского - Татьяна Деркач

Оригинал публикации https://agensir.it/europa/balcani/2017/12/11/la-complessa-questione-della-chiesa-ortodossa-macedone/

Рanoptikon.org

Теги: