В последнее время – упустив инициативу на украинском направлении – Москва громоздит ошибку на ошибку
Всеправославная встреча в Аммане оказалась странной. Во-первых, ее никак нельзя назвать "всеправославной", поскольку в ней участвовало всего шесть делегаций из пятнадцати поместных церквей. Во-вторых, в течение всего подготовительного периода статус встречи подвергался коррекции и постепенно из "всеправославного саммита предстоятелей" превратился в "братскую встречу". Что, впрочем, тоже оказалось преувеличением.

Но самое главное, так и осталось непонятно, зачем представители шести православных церквей собирались в иорданском Аммане, да еще в условиях подчеркнутой секретности, за закрытыми дверями, без допуска журналистов, пресс-конференций и брифингов - с одним скупым релизом и скромным селфи в стиле свадебной фотографии. Слово "пшик", ставшее мемом в украинском околоцерковном сленге, наполняет свистом медиапространство. Столько подготовки, столько шума в СМИ, благословения от Путина и короля Иордании Абдаллы...

Надо отдать должное - РПЦ и ее сторонники провели колоссальную подготовительную работу. Трудились не только дипломаты, светские и церковные, но и спонсоры и политики, включая Самого Главного человека в Кремле. Тщательным образом готовили общественное мнение: о церковной ситуации в Украине начали писать самые неожиданные западные издания. Преимущественно, почему-то, немецкоязычные. И вы не удивитесь: тамошнее экспертное сообщество вполне разделяет московские взгляды на Украину и ее церковь. "Одиннарот", РПЦ как исторический наследник "Киевской Руси" и прочая белиберда чувствует себя на страницах западных изданий не менее уверенно, чем на кремлевских пропагандистских каналах.

Но это так, штришок. Самой главной интригой до конца оставался вопрос, кто приедет в Амман. "Кто приедет" - это, как уже неоднократно отмечалось, иносказание. Прямым текстом вопрос формулируется иначе: кто готов выказать лояльность Москве, понимая, что она бросает вызов Константинополю?

Что ж, теперь на этот вопрос можно ответить. Хотя ответ все равно не будет однозначным. В Амман, кроме РПЦ, приехали делегации Сербской, Румынской, Польской, Чехословацкой церквей. Причем ни РумПЦ, ни Польская ПЦ не прислали предстоятелей. Единственный, кто вызвал удивление публики, оказались румыны. Но, во-первых, у них собственные дела с РПЦ - спорная Бессарабская митрополия, во-вторых, в процессе обсуждения вопроса о поездке в Амман священный Синод РумПЦ фактически признал ПЦУ. Так что для румын поездка в Амман - что-то вроде размена фигур.

Куда большим сюрпризом стало отсутствие делегаций Болгарской, Грузинской и Антиохийской церквей - в той или иной степени они до последнего времени придерживались московского кильватера. В частности, они по призыву Москвы не поехали на Крит и не приняли участие во Всеправославном соборе в 2016 г.

Предполагалось, что встреча в Аммане станет для Московского патриарха чем-то вроде реванша за Крит - он покажет, что не только Вселенский патриарх может созвать всеправославную встречу. Но не вышло - оказалось, что Московский патриарх, даже устами Иерусалимского, этого сделать не может - не приехали даже его обычные союзники.
×

Но "пшик" не измеряется только численностью. Куда интереснее оказалось то, что церковные "братья" обошлись без общей литургии. Если вы православный христианин, вы понимаете, что это значит - без литургии. Для остальных объясню: это значит, что собрание в Аммане вообще трудно назвать церковным событием. Это даже не "братское собрание" - братья-христиане, собравшись двое или трое, непременно разделили бы Хлеб и Вино. Раз они этого не сделали, это было просто чаепитие. Не то чтобы совсем безумное, но с некоторыми признаками душевного разлада.

Итоговый документ оказался менее интересным, чем интрига вокруг самой встречи. Он пестрит "диалогами", "исцелениями" и "примирениями", которые в православной риторике уже давно истерлись, как медный пятак, и цена их не выше. Украине досталась пара строк общего содержания - все те же "примирения" с "исцелениями" в процессе "диалога". Чуть больше выиграл Сербский патриарх - вопрос церкви Северной Македонии постановили считать внутренним делом Сербской ПЦ.

Что же до Вселенского патриарха лично, то его решили просить - с подобающим уважением к его почетному старшинству - присоединиться к диалогу.

Единственная настоящая ценность для патриарха Московского в этом документе - "православный консенсус". Это принципиальная позиция Москвы, озвученная еще в период подготовки к Всеправославному собору: все животрепещущие вопросы в православном мире - в первую очередь предоставление автокефалии - должны решаться общим консенсусом. Любопытно, что патриарх Кирилл уже однажды выторговал у Вселенского патриарха этот компромисс, после чего сам же не явился за выигрышем на Крит, где проводился Всеправославный собор. В результате упоминание о консенсусе в амманском коммюнике выглядит как попытка запрыгнуть-таки на подножку последнего вагона уходящего поезда, поначалу гордо проигнорировав возможность с комфортом устроиться в купе первого класса.

Амманский саммит, вероятно, планировался в Москве сразу с несколькими целями. Главная из которых - возможность для Московского патриарха и РПЦ вернуться во всеправославный диалог - разумеется, гордо, не потеряв достоинства - после того, как они сами себя из него исключили. В Москве очень быстро почувствовали, что изоляция - не лучшее положение для того, чтобы поддерживать свое влияние в мире.

Но, как обычно, перегнули с собственным достоинством. Для Москвы вообще и для патриарха Московского в частности "с достоинством" означает "на их условиях". Возвращение должно было превратиться в победное шествие. В бенефис.

И так оно, в общем, и получилось. В Аммане мы могли наблюдать бенефис патриарха Кирилла. Конкурентов у него не было - просто потому, что никто из потенциальных конкурентов не приехал. Даже из уважения к патриарху Иерусалимскому и королю Абдалле. Возможно, сам патриарх Кирилл даже отчасти испытывал облегчение от того, что в зале почти нет греков - и это несколько компенсировало досаду от того, что в зале нет не только греков, но и много кого еще.

Амманская встреча закономерно завершилась провалом для Москвы. В последнее время - упустив инициативу на украинском направлении - она вообще громоздит ошибку на ошибку. И остается только удивляться тому, что главный дипломат РПЦ митрополит Иларион Алфеев все еще занимает это кресло. И ведь предупреждал патриарха Кирилла патриарх Варфоломей: не доведет вас до добра этот молодой человек, он все время лжет, избавьтесь от него, пока не поздно. Но патриарх Кирилл не внял совету коллеги. И вот, пожинает плоды. В данном же случае ситуация отягощается тем, что идея амманской встречи принадлежит даже не патриарху и не митрополиту Илариону. Ее автор - лично Владимир Путин. Именно он подсказал патриарху Иерусалимскому "блестящую" идею, как всех помирить.

Вот кто, по мнению наблюдателей, получил чистый выигрыш от встречи в Аммане - патриарх Иерусалимский. Он, конечно, вызвал некоторое неудовольствие со стороны Вселенского патриарха, но это уладится - грек греку глаз не выклюет. Зато король Абдалла, надо думать, был доволен. И в Кремле не имеют причин для претензий - гонорар честно отработан.

Теги: