Архимандрит Захария (Захару) — насельник православного монастыря святого Иоанна Крестителя в графстве Эссекс (Англия, Великобритания), автор книг по православной аскетике «The Enlargement of the Heart» («Расширение сердца») и «The Hidden Man of the Heart» («Сокровенный сердца человек»). Наставником отца Захарии был афонский архимандрит Софроний (Сахаров, 1896–1993), ученик и биограф преподобного Силуана Афонского (1866–1938) и основатель монастыря святого Иоанна.


***

Многие сейчас пребывают в смущении, иные — в панике, из-за угрозы коронавируса, распространяющегося по всему миру. Однако я думаю, мы не должны поддаваться таким эмоциям, ибо все, что Господь творит с нами, Он делает из любви.

Бог, в Которого верят христиане, — благой Бог, милосердный и человеколюбивый. Бог сотворил нас по благости Своей, дабы разделить с нами Свою жизнь и даже славу. Когда мы впали в грех, Он попустил смерти войти в нашу жизнь, опять же, по Своей благости, чтобы мы не стали бессмертными в нашем нечестии, но взыскали пути спасения. Несмотря на то, что мы пали, Бог никогда не оставлял попечения о нас, не только обеспечивая человеческий род материальными средствами к существованию, но посылая и пророков, и праведников, приуготовляющих Его путь, дабы Он смог придти и разрешить нашу трагедию, и принести нам вечное спасение через Крест Своей непостижимой любви и Воскресение. Он пришел и взял на Себя проклятие греха, и показал нам Свою любовь до конца: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). Все, что сделал Бог, сотворив нас, обеспечивая мир средствами к существованию, приготовляя путь Своего пришествия на землю, наконец придя Сам лично и соделав наше спасение таким вызывающим благоговейный страх образом, — все это Он сделал по благости Своей. Благость Его бесконечна, Он спасает нас и долготерпит, ожидая, чтобы мы «достигли познания истины» (1 Тим. 2:4) и принесли истинное покаяние — дабы быть с Ним вечно.

Итак, на каждой стадии Своих взаимоотношений с человеком, Бог являет лишь Свою благость и милость, которая «лучше, нежели жизнь» (Пс. 62:4). Он по природе Своей благ и делает все ради пользы и спасения человека. Следовательно, когда Он придет вновь, чтобы судить мир, будет ли это иной Бог? Не будет ли это тот же благой Бог, Бог милости и человеколюбия? Поэтому мы не должны паниковать или колебаться, ибо Тот же самый Бог примет нас в жизнь иную и будет судить нас с той же самой благостью и состраданием.

Некоторые боятся, что сейчас настал их смертный час. Бич коронавируса имеет положительный аспект в том, что нам дается несколько недель с момента, когда он настигнет нас, до нашего конца. Мы можем посвятить это время приготовлению к нашей встрече с Богом, дабы не отойти нам в жизнь иную неожиданно и без подготовки, но, пробежав мысленно всю нашу жизнь каждый раз, когда мы предстоим в молитве перед Ним, с благодарением до конца за все, что Он сделал для нас, либо с покаянием, ища прощения всех наших прегрешений. Ничто не может повредить нам с таким Богом, ибо все, попущенное Им, входит в нашу жизнь по Его благости. Нам нужно просто сохранить благодарение до конца и смиренную молитву покаяния о прощении наших грехов.

Что касается меня лично, то эта эпидемия помогает мне. Я жаждал вновь обрести молитву, которую имел прежде, которой я мог бы охватить всю свою жизнь, от рождения до настоящего момента, воздавая Богу благодарение за все Его благодеяния, «явленные и неявленные, ихже вемы и ихже не вемы»; а также принося покаяние за все мои грехи и прегрешения. Это замечательно, быть способным пробежать мысленно всю свою жизнь, представляя все пред Богом с молитвою. Я не паникую, но «пекуся о гресе моем» (Пс. 37:19).

Вспомним взгляд святых. Подобная эпидемия случилась в четвертом веке в египетской пустыне. Она унесла жизни более трети монахов, и отцы с великим вдохновением говорили: «Бог пожинает души святых для Царствия Своего», и не колебались. Сам Господь говорит в Евангелии о последних днях, об испытаниях и скорбях, через которые пройдет мир перед Его Вторым Пришествием, однако в Его словах мы не замечаем ни нездоровой печали, ни отчаяния. Господь, до кровавого пота молившийся в Гефсиманском саду о спасении всего мира, говорит, что, когда мы увидим все эти ужасные бедствия, предваряющие Его Второе Пришествие, то да восклонимся и поднимем наши головы с воодушевлением, потому что приближается наше избавление (Лк. 21:28).

Некоторые говорят мне: «Да протянет Господь руку помощи». Но ведь все это и есть рука Божия. Он желает нашего спасения, соделывая его «многократно и многообразно» (Евр. 1:1). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Этот вирус может быть средством, используемым Господом для того, чтобы побудить многих придти в себя и покаяться, и чтобы собрать урожай многих созревших душ в Его вечное Царство. Следовательно, предавшим и вверившим себя Божию промыслу, все будет содействовать ко благу: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28).

Таким образом, не остается места для нездорового страха. Не следует также противодействовать принятым правительством временным мерам для уменьшения распространения бедствий, которые мы видим в жизни столь многих людей. Не подобает идти против этих мер властей. Следует исполнять все, сказанное правительством, ибо нас не просят отречься от веры, нас только просят принять временные меры для общего благополучия всех людей, чтобы миновало это испытание; и это благоразумно. Некоторые подходят к этому слишком «исповеднически», поднимают флаги и играют в мучеников. Для нас нет сомнения: мы полностью исполним адекватные распоряжения правительства. Нечестно и несправедливо не повиноваться правительству, поскольку, заболев, мы бежим в государственные больницы, и правительство берет на себя расходы и заботы о нас. Это есть заповедь, полученная нами от апостолов: «Повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:1-2); и «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа…» (1 Пет. 2:13-17). Если мы не повинуемся властям, которые не просят нас о многом, то как мы будем оказывать послушание Богу, дающему закон, гораздо более возвышенный, чем какой бы то ни было человеческий закон? Если соблюдаем Божий закон, то мы выше человеческих законов, как говорили апологеты второго века во времена Римской империи, преследовавшей христиан.

Нынешние обстоятельства нас вынуждают жить более исихастской жизнью, больше молиться, что, впрочем, восполнит отсутствие Божественной Литургии и приуготовит нас к празднованию с ещё большим желанием и вдохновением Святых Страстей и Воскресения Господа Иисуса. Обратим это бедствие в торжество исихазма!


В любом случае, всё, что Бог попускает в нашей жизни, — делается по Его благости, ради благополучия человека, ибо Он никогда и никоим образом не желает повредить Своему творению. Если мы будем временно лишены Божественной Литургии на какой-то период времени, мы должны вынести это. Что мы получаем в Литургии? Мы причащаемся Тела и Крови Христовых, исполненных Его благодати. Это великая честь и польза для нас, но мы получаем благодать Божию также и многими другими способами. Когда мы молимся исихастской молитвой, мы пребываем в Божием Присутствии, содержа ум в сердце и призывая святое Имя Христово. Божественное Имя привлекает к нам благодать Христову, потому что оно неотделимо от Его Личности и вводит нас в Его Присутствие. То Присутствие Христово, которое очищает нас, изглаживает наши преступления и грехи, обновляет и просвещает наше сердце, чтобы мог вообразиться в нем образ нашего Бога и Спасителя, Христа. Если мы вдруг не сможем праздновать Пасху в храме, то давайте будем помнить, что каждый контакт со Христом — это Пасха. Мы получаем благодать Божию в Божественной Литургии потому, что Господь Иисус присутствует в ней, Он совершает Таинство, и Он сообщается верным. Однако, когда мы призываем Его Имя в молитве, мы входим в то же Присутствие Христово и получаем благодать. Поэтому, даже если мы по какой-то причине лишены Литургии, у нас всегда есть Его Имя, и мы не лишены Господа. Кроме того, у нас также есть Его слово, прежде всего Его Евангелие. Если слово Его пребывает постоянно в нашем сердце, если мы над ним размышляем и им молимся, если оно становится нашим языком, на котором мы говорим с Богом, как Он говорил с нами, то и таким образом будем иметь благодать Божию. Ибо слова Его есть «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Более того, каждый раз, когда мы оказываем добро нашему ближнему, это угодно Господу, Он принимает это как соделанное во Имя Его и вознаграждает нас. Мы оказываем добро ближнему, а Господь вознаграждает нас Своей благодатью. Это — ещё один способ, благодаря которому мы можем жить в Присутствии Господа. Мы можем получать благодать Господню, постясь, подавая милостыню и через любое доброе дело. То есть, если мы временно лишены собраний в церкви, мы можем быть едины в духе и в этих святых добродетелях, которые известны в Теле Христовом, во святой Церкви, и которые сохраняют единство верующих со Христом и со всеми членами Его Тела. Все дела, которые мы делаем ради Бога — это тоже литургия, ибо они священнодействуют наше спасение. Литургия — великое событие в жизни Церкви, в котором верные имеют возможность обменять свою маленькую жизнь на бесконечную жизнь Бога. Впрочем, интенсивность этого события зависит от нашего приготовления с помощью всего того, что мы назвали, — через молитву, добрые дела, пощение, любовь к ближнему, покаяние.

Поэтому, мои дорогие братия, нет необходимости выступать с героическими, исповедническими заявлениями против правительства из-за временных профилактических мер, которые оно принимает ради блага всех людей. Также, мы не должны отчаиваться, а мудро изобретать способы, чтобы не потерять наше живое общение со Христом. Ничто не может нам повредить, мы должны просто быть терпеливыми на какой-то период времени, и Бог увидит наше терпение, и отнимет всякое препятствие, всякое искушение, и мы вновь узрим зарю радостных дней, и будем совершать празднование нашей совместной надежды и любви, которую мы имеем во Христе Иисусе. 

Перевод с английского

Аfonit.info


Теги: