Что такое действительность? И чем она отличается от виртуальности? В этом году мне исполнится 50, и моё поколение очень хорошо помнит жизнь старой, «аналоговой» эпохи. Но для поколения Z (поколение, родившееся между 1996 и 2000 гг.) Глобальная Сеть и Цифра стали вторым домом. Если мы пользуемся интернетом, то наши дети там живут. Другими словами, если Цифра является для нас второй — альтернативной или дополнительной реальностью, то для поколения 2000-х цифровой мир психологически переживается уже как реальность базовая.

Какова природа мира, который нас окружает? Что́ это? Видимость, иллюзия или подлинно-существующее? Ответ кажется очевидным. Мы привыкли к представлению о том, что окружающий нас мир — это что-то реальное, т.е. подлинно-существующее. Но это представление на самом деле во многом сформировано христианской традицией. Чувственный (познаваемый чувством) мир лишь бледная копия вечного мира идей — полагал Платон. «Всё существующее, включая и нас с вами — лишь поток информации в гигантском компьютере» — скажет сторонник теории симуляции, главные идеи которой удивительным образом повторяют мировоззренческие представления античности.

***

Православная Церковь уже давно присутствует в мире Цифры. Сайты, электронные книги, социальные сети и телеграм-каналы, трансляция богослужений в интернете — всё это уже стало для нас вполне привычным. Но существует ли в этом погружении в цифровой мир некая «красная черта», зайдя за которую, Церковь рискует вступить в явное противоречие с христианским мировоззрением и своей богословской традицией?

В середине мая в Православной Церкви Украины разгорелась дискуссия вокруг допустимости «онлайн-литургии/онлайн причастия». Этой дискуссии предшествовало некое литургическое ЧП. Итак…

Продолжение см. тут

Теги: