— Сейчас я пытаюсь попасть на прием к генпрокурору, — говорит Херувим. — Последняя надежда найти справедливость.
Отец Херувим, в миру Михаил Дегтярь, называет себя странствующим монахом. С 1959 года имеет сан диакона УПЦ (МП), служил в черниговском Спасском соборе. В 1970-м вошел в серафимо-геннадиевскую ветвь катакомбников. Посещает православные храмы, представляется схиархимандритом, хотя данных о своем священном сане не предоставляет. По его словам, собирал деньги на строительство мужского монастыря и ремонт церкви Свято-Покровской Богородицы в селе Мощенка Городнянского района.
11 июня 2013 года его дом ограбили ранее судимые черниговцы 34-летний Александр Багмет и Михаил Лавровский, 24 года. Сломали замки, спилили решетки на окне. Забрали 37 старинных икон, 10 церковных крестов, 11 икон Богородицы, 11 церковных книг, деньги. По официальной информации — $100 тыс., 40 тыс. евро и 170 тыс. грн. Воров задержали. 25 декабря 2013 года Новозаводской суд Чернигова объявил приговор: Багмету — восемь лет тюрьмы с конфискацией имущества, Лавровскому — пять.
"Ребят судили трое судов. Приговор читали так тихо, что я ничего не слышал. Решение мне не прислали, — говорит о. Херувим. — О том, что делу конец, узнал, когда пришло исполнительное письмо. Но где тысячи долларов? Я их собирал на храм, на себя ничего не тратил".
Служитель утверждает, что из украденного 70 тыс. грн принадлежали послушнику Александру Шевченко, который в миру работал в земельно-кадастровом бюро на Волыни, занимался бизнесом. Остальные деньги принадлежали Херувиму и второму послушнику Виктору Савостьянову, бывшему экономисту Министерства финансов Беларуси. В день кражи Херувим был в Свято-Пантелеймоновском женском монастыре УПЦ в Феофании, послушники — в селе Мощенка.
Согласно официальной версии, все деньги потратил Александр Багмет. По неофициальной — только 1 тыс. грн, остальные отобрали два участковых инспектора. Оперативники из Чернигова их разоблачили, заставили вернуть все и написать рапорты на увольнение. Дальнейшая судьба денег неизвестна.
"Я привык верить людям, а меня уже девятый раз обворовывают, — говорит о. Херувим. — Сначала алюминиевая посуда, потом железные плиты, кастрюли. Я говорил следователям, что Багмет украл 50 икон, значительно больше книг, не 100, а 160 тысяч долларов. Мы жаловались на следствие. Послушника Виктора следователи не признали потерпевшим, мне не дали очную ставку с Багметом. Отдали только 28 тысяч долларов и 12 тысяч евро. Но в тот же день следователь сказал, что нужно отблагодарить ребят, которые сидели в засадах, ловили воров. Я отдал ему 2 тысячи долларов. Он и спасибо не сказал, только кивнул. Когда шли суды, ко мне приходил Багмет с мамой. Просил прощения, говорил, что деньги забрал милиционер. А на суде говорил, что проиграл их в каком-то казино Киева. Следователя только интересовало, откуда у меня деньги. Мой брат всю жизнь на шахте работал, в Москве тетя, родная и двоюродные сестры, все передавали деньги на храм. Мама всю жизнь кабанов растила, все мне отдавала".
Напомним, что канонический статус данного служителя не определен. В среде консервативно настроенных верующих УПЦ и РПЦ он является уважаемым духовным лицом. Например, пропагандируя культ святости Григория Распутина, российская консервативная газета "Завтра" ссылается, в частности, на авторитет "черниговского старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря)".
Теги: