30 ноября Архиерейский Собор РПЦ принял определение «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых», в котором около 30 местночтимых святых из Украины присоединил к общецерковному почитанию. Всех их документ РПЦ именует либо "местночтимыми святыми" (Черкасский, Мариупольский, Полтавский и др.) , либо "Глинскими святыми". Каждому из них будет составлена отдельная церковная служба.

В своих документах РПЦ всегда избегает понятия "украинский святой". Соответственно нет общего праздника в их честь, несмотря на наличие в РПЦ других сонмов святых, собранных по территориальному признаку для общего почитания — "Собор Белорусских святых", "Собор всех святых, в земле Русской (или Российской) просиявших" и т.д.

Существует вполне обоснованное мнение, что РПЦ сознательно избегает установления праздника "Собора Украинских святых" или "Собора всех святых, в земле Украинской просиявших", поскольку в их числе окажутся многие святые, вошедшие в собор "русских святых", включая древних киевских князей. Это значительно повысит исторический статус УПЦ, которая и без того периодически поднимает вопрос о расширении свой самостоятельности. 

Кроме того, легитимизация понятия "украинский" применительно к святости отпугивает РПЦ, в которой еще продолжаются дискуссии о праве украинцев называться украинцами и иметь свое государство, а близкий к РПЦ телеканал "Царьград" регулярно культивирует украинофобию.

Однако в последние годы духовенство УПЦ всё чаще поднимает вопрос об учреждении "Собора Украинских святых", вынося его на общественное обсуждение. Так, несколько лет назад священник Роман Загоруйко, клирик Херсонской епархии УПЦ (МП), выразил публичное недоумение:

"... Почему вместо "собора Украинской святых", имеем в календаре, надпись "Русских святых", а у некоторых и "Российских святых"? Не понимаю, а разве за сколько лет автономии УПЦ, мы не удостоились иметь свой Собор святых, разве мы отсталые от той же Белорусской Церкви, где еще в 1984 году установили праздновать Собор Белорусских святых? Или у нас нет своей исторической земли, на которой прославились такие святые как равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга?... За эти годы самостоятельности УПЦ так и не научилась жить своей жизнью, чтобы не смотреть и не принимать во внимание косой взгляд Москвы, бояться вставить лишний раз где-то слово "украинский", только б никто из русскомировцев нас не осудил в отступничестве от "истины"... Пока мы будем оглядываться туда по каждому вопросу и проблемой, то станем соляным столбом, Церковью без перспектив и будущего".

Следом вопрос о соборе украинских святых поднял архиепископ Лука (Коваленко), управляющий Запорожской и Мелитопольской епархией УПЦ. 5 октября 2015 года он опубликовал осторожную статью на официальном сайте епархии, в которой предложил ввести в УПЦ "празднование соборной памяти всех святых в земле Украинской просиявших".

Однако до сих пор в УПЦ не решились на этот шаг, который несомненно расстроит Москву и добавит ей "головной боли".

Последним событием в череде многолетних попыток поставить под контроль канонизации, совершаемые в УПЦ, явилось решение Синода РПЦ от 6 октября 2017 г., на котором московский Синод в очередной раз заявил, что канонизации, проводимые в УПЦ, по своему статусу приравниваются к канонизациям местночтимых святых — таким же, какие проводятся в рядовых епархиях на территории России.

Напомним, в настоящее время в Москве проходит Архиерейский Собор РПЦ, который своими решениями ограничил самостоятельность УПЦ (МП) и создал комиссию для диалога с представителями УПЦ Киевского Патриархата. При этом спикеры РПЦ заявили, что в отношении УПЦ (МП) "никакой независимости никто не признавал". На этом же соборе епископы УПЦ саботировали выступление президента России В. Путина, покинув зал перед его приходом.

Теги: