Так, кандидат богословия протодиакон Андрей Кураев, клирик Московской епархии РПЦ, в своем телеграм-канале пишет 17 октября под заголовком "Наш донатизм": "В самом начале 90х РПЦЗ заявила, что признает таинства только у тех священников Моспатриархии что живут в благочестии и не сотрудничали с КГБ. Мы (апологеты МП) в ответ сказали, что сие есть ересь донатизма. И вот сегодня и мы вполне официально стали таковыми". Священнослужитель цитирует решение Синода РПЦ о "прекращении молитвенного и евхаристического общения с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ".

"Прекрасно! – восклицает о. Андрей Кураев. – Теперь такую же разборчивость проявить по отношению к симонитам и содомитам в рясах! Чтоб как в ЖЖ и фейсбуке: каждый сам составляет список своих друзей и заморозков. У себя в люфтваффе только я решаю, кто тут еврей. Кроме того, это решение синода показывает ненужность патриарха и синода при нем. Оказывается,единица канонических отношений по прежнему - епархия. А геополитические надстройки над епархиями в виде патриархий можно игнорировать".

Другой кандидат богословия – архимандрит Феогност (Пушков), клирик Луганской епархии УПЦ (МП) – также отмечает необычность синодального решения. "Скоро дойдут до того, что станут указывать уже не епископа, а пресвитера, у которого можно молиться, а у кого - нет, – пишет священник 17 октября в своем телеграм-канале. – А какой выход? а он только один!!! Прекратить игры в политику и требовать всеправославного рассмотрения вопроса, но на тех условиях, которые выдвигают Поместные Церкви и о которых молчит Москва, а именно: Открыть для всеобщего обзора и пересмотра то дело, с которого все началось - дело о лишении сана митрополита Филарета Денисенко. А тут Москва не зря боится! В этом деле столько нарушений и канонов, и процессуальных норм, что Москве просто не выгодно его открывать. Поэтому реально Москва виновата в происходящем не меньше, чем Константинополь. И даже текст митрополита Серафима Пиренейского ясно говорит о политической подоплеке всей этой возни между Вторым и Третьим Римами под приглядом Первого. Насчет паломничества вообще отжиг! А в Рим тогда тоже нельзя. Ватикан то вообще-то "не православный"".

При этом архимандрит Феогност публикует видео с разбором синодального решения и добавляет: "А вообще решение знаковое и оно подтверждает мои прогнозы о том, что наступает распад системы Поместных Церквей и мы возвращаемся к периоду первого полутысячелетия истории Христианства, когда Церковью именовали не сгруппированные епископии, а именно каждого епископа, и каждый епископ решал для себя сам, с кем ему общаться, а с кем - нет".

Еще один богослов – архимандрит Кирилл (Говорун), экс-глава Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП), работавший в высших структурах РПЦ, 17 октября в комментарии для Би-Би-Си отмечает: "Будет точечное и временное прерывание отношений с отдельными архиереями в других церквах, но в этом нет большого смысла. Дело в том, что Поместные Церкви общаются между собой через предстоятелей, и обычных архиеереев это не затрагивает...  В истории Православия было множество случаев, когда такое прекращение поминовения было и оно не приводило к расколам. Более весома угроза прекратить религиозный туризм в отдельные епархии Элладской Церкви, которая выглядит как экономическое давление на них".

Протоиерей Андрей Дудченко, известный миссионер и катехизатор, перешедший с группой киевских клириков из УПЦ (МП) в ПЦУ, иронизирует в Фейсбуке: "Обратим решение Синода РПЦ на саму РПЦ. Пусть епископы РПЦ сами решают, с кем им вступать в общение, а не папа Московский или Митрополитбюро решает за них".

В самой же РПЦ уже начали решать за Элладскую Церковь, считать ли решение ее Архиерейского Собора о признании украинской автокефалии принятым. "Это неправда. Они не ответили на главный вопрос, что не было голосования", – заявил российскому государственному агентству РИА "Новости" неназванный представитель РПЦ, полагающий, что решение Церкви Греции несостоятельно, так как, по его мнению, оно было принято с возможными техническими нарушениями. Между тем решении о признании ПЦУ опубликовано в официальном коммюнике Элладской Церкви.

Фото patriarchia.ru

Теги: