Митрополит Киевский и всея Украины Владимир попал в больницу. Как сообщает официальный сайт Украинской православной церкви, состояние здоровья предстоятеля оценивается как тяжелое. Секретарь главы УПЦ архиепископ Переяславль-Хмельницкий Александр просит верующих молиться о здоровье митрополита.

Конечно, ни для кого не секрет, что митрополит Владимир не отличается идеальным состоянием здоровья. К тому же возраст его – 76 лет – также не внушает оптимистических надежд. В случае, если глава Украинской православной церкви «отойдет ко Господу», перед Русской православной церковью встанет крайне серьезная проблема найти ему преемника и при этом сохранить УПЦ в своем составе.

Согласно Уставу РПЦ, Украинская православная церковь имеет статус самоуправляющейся с правами широкой автономии. Это значит, что у УПЦ есть свой Синод и она самостоятельно назначает епископов. Именно украинские епископы избирают митрополита Киевского и всея Украины, который является предстоятелем (т. е. главой УПЦ) и имеет титул Блаженнейшего. Этот титул резко выделяет митрополита Киевского среди прочих митрополитов РПЦ и УПЦ.

Однако кроме Украинской православной церкви на Украине существует еще и самопровозглашенная УПЦ Киевского патриархата во главе с «патриархом» Филаретом, который в 1992 году учинил раскол в украинском православии. Сделано это было во многом по причине личного честолюбия этого иерарха. После смерти Патриарха Пимена Филарет был избран местоблюстителем патриаршего престола, т. е., выражаясь светским языком, был исполняющим обязанности главы всей Русской православной церкви. Однако на состоявшемся в 1990 году Поместном соборе Филарет потерпел поражение. Новым патриархом стал не он, а Алексий II. С тех пор Филарет искал реванша. Он попытался сначала добиться независимости для УПЦ, чтобы возглавить ее в ранге патриарха. Когда же это не удалось, он увел своих сторонников в раскол, став «патриархом» УПЦ КП.

Все 20 лет церковная ситуация на Украине оставалась крайне сложной. Русская православная церковь не может согласиться на автокефалию, т. е. полную независимость Украинской православной церкви. Это означало бы разрыв с традицией, согласно которой на русской земле может быть только одна церковь. Не секрет, что именно православие сыграло важную роль в объединении русских земель вокруг Москвы.

Автокефалия Украинской православной церкви означала бы жестокий удар по престижу РПЦ как в России, так и за пределами страны, поскольку РПЦ в этом случае может потерять половину приходов: они многочисленны на Украине, где еще сохранилась живая, «деревенская» вера, и где «кум» – не утратившее своего значения слово, а близкий родственник. Кроме того, Украинская православная церковь, если она возникнет, будет, скорее всего, крупнейшей в православном мире по численности прихожан. Киев станет, таким образом, одной из важнейших православных столиц.

Разумеется, все это может произойти только в том случае, если Украинская православная церковь добьется легитимной автокефалии от Русской, а сторонники Филарета и Украинской автокефальной православной церкви (еще одно раскольничье объединение) вернутся в ее состав. С точки зрения украинского руководства это был идеальный вариант, поскольку в этом случае на Украине утвердилась бы одна религия и одна церковь. Весь украинский народ стал бы паствой УПЦ, за исключением униатов Западной Украины.

Длительное время единство Русской православной церкви поддерживалось своего рода «союзом епископов» одного поколения, к которому принадлежат и покойный Патриарх Алексий II, и митрополит Киевский Владимир. Однако время идет, поколения меняются; в Украинской православной церкви появились силы, которые хотели бы добиться автокефалии здесь и сейчас. Пока Патриарху Кириллу удается блокировать подобные попытки.

Но с избранием нового митрополита Киевского и всея Украины проблема вновь обострится. Будет ли лоялен Москве новый, более молодой иерарх, особенно в условиях, когда нынешнее украинское руководство, на словах оставаясь верным дружеским отношениям с Россией, старается «грести» в сторону Запада? Этот курс включает в себя и разделение церквей.

Решения проблемы в рамках существующей системы мирового православия нет. Практически любая церковь может претендовать на автокефалию, если ей это вздумается. Отказать очень сложно, поскольку в мире существует несколько автокефальных церквей, которые в свое время освободились от власти Константинополя. Если РПЦ может быть независимой, то почему не может быть независимой УПЦ?

Мировому православию необходима серьезная реформа, которая позволила бы избежать подобных бесконечных расколов. Главное, что стоило бы сделать, – восстановить Православную церковь как общемировую структуру. Сегодня православные церкви взаимодействуют друг с другом, а также с католиками и протестантами напрямую, практически не выступая единым фронтом, а это неправильно. Понятно, что маленьким православным церквям трудно противостоять католицизму: число прихожан Римской церкви – более миллиарда человек.

Поэтому нужно не просто собрать общеправославный собор, подготовка к которому ведется уже несколько лет, но и создать структуры управления православной церковью как единой организацией. Например, Синод Вселенской церкви, куда могли бы войти все предстоятели автокефальных православных церквей. Тогда голос мирового православия будет слышней на мировой арене.

Пока же будет сохраняться сама возможность для той или иной церкви отделиться в рамках границ того или иного государства, расколы будут происходить. Руководству Русской православной церкви предстоит большая и нелегкая работа по предотвращению ухода украинских верующих в отдельную церковь. Ведь это – борьба не только за единство церкви, но и за единство России, которую воссоединила именно православная вера. Будем надеяться, что православие и дальше будет играть свою объединительную роль в истории России и Украины и не позволит разделить наши народы.

Теги: