Архиерейский собор Русской православной церкви, завершившийся на днях в Москве, оказался богат на громкие события и заявления. Собор и торжества по случаю 100-летия восстановления патриаршества в России посетили главы и представители большинства поместных православных Церквей. Торжества в Москве фактически привлекли больше гостей, чем Всеправославный собор на Крите в 2016 году. Дипломатическим событием Собор сделала встреча президента России Владимира Путина, который первым из российских глав государства после Александра Керенского посетил открытие Архиерейского собора, с делегациями поместных Церквей. Письмо непризнанного православными Церквами Киевского патриарха Филарета (Денисенко) заставило общественность заговорить о коренных изменениях в диалоге РПЦ с национально ориентированным украинским православием. Диалог, судя по составу созданной Собором переговорной комиссии, придется вести иерархам Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), чья автономия в эти же дни была существенно расширена.

Церковная дипломатия

Встреча президента с делегациями поместных православных Церквей состоялась в резиденции в Ново-Огареве. При этом патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратившись к Путину от имени Собора, обозначил основные приоритеты церковной работы: по его словам, ими являются религиозное образование, социальное служение и работа с молодежью. Позже президент обсудил ситуацию в Сирии и на Ближнем Востоке с патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X. Места исторического проживания христиан, заверил Путин представителей Церквей, в Сирии полностью очищены от террористов российскими и правительственными вооруженными силами. Кроме того, президент отметил, что помощь в преодолении последствий гражданской войны оказывается представителям разных общин. «Мы будем помогать и представителям других конфессий, в том числе и представителям ислама, которые, как мы очень хорошо знаем, также серьезно пострадали от рук бандитов, террористов и радикалов. Будем помогать и иудеям. К нам уже обратились некоторые еврейские организации с просьбой помочь восстановить иудейские святыни. Мы находимся в контакте и с представителями иудейского населения Сирии, а именно с некоторыми еврейскими организациями из Соединенных Штатов, в том числе из Нью-Йорка. Будем вместе над этой проблемой тоже работать», – сказал Путин иерархам.

В последнее время президент активно проводит дипломатические встречи по сирийским вопросам, и очевидно, что от восточных Церквей он ожидает поддержки своих усилий. Тем не менее опрошенные «НГР» эксперты считают встречу президента с представителями соборных делегаций и разговор с патриархом Антиохийским о Сирии скорее имиджевым мероприятием. «Как будет влиять та же Антиохийская церковь на переговорный процесс – я представить не могу, это разные политические поля. Боюсь, что если Церковь каким-то образом будет вмешиваться во взаимоотношения между воюющими сторонами – не комментировать, а именно вмешиваться в них, – то это, во-первых, ни к чему не приведет, а во-вторых, вызовет раздражение, – сказал в беседе с корреспондентом «НГР» руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. – Другое дело – слова об обращении еврейских организаций за помощью: их упоминание в такой ситуации не несет однозначно политического смысла, но если речь идет о деньгах – а мы понимаем, что община в Штатах располагает реальными средствами, – то, если мирный процесс будет развиваться, речь пойдет о восстановлении страны, а здесь каждая копейка должна быть на счету». Схожего мнения об опасности миротворческого вмешательства Церкви во взаимоотношения сторон сирийского конфликта придерживается профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. «Вопрос в том, как они будут влиять? Все ближневосточные поместные Церкви, прежде всего Антиохийская, находятся в очень сложных отношениях с одной из сторон конфликта. Они поддерживают только режим Асада и не признают другую сторону, это известное обстоятельство, и я не думаю, что их участие разрядит ситуацию, если они будут приглашены на какое-либо мероприятие, где будет обсуждаться будущее Сирии», – сказал эксперт «НГР».

Украинский вопрос

Громче всего звучала на Соборе украинская тема. Запланированное обсуждение связанных с преодолением раскола и самоуправлением Украинской православной церкви вопросов совпало с неожиданным жестом главы Киевского патриархата Филарета (Денисенко). Призыв «вменить яко не бывшие все решения, в том числе о прещениях и отлучениях», с которым он обратился к предстоятелю и иерархам Русской церкви, был истолкован многими как покаяние и просьба о возвращении в лоно матери-Церкви. Но Филарет немедленно расставил точки над «i», заявив на организованной в Киеве пресс-конференции, что общаться с Москвой намерен как минимум на равных. «Откуда пошла эта инициатива? Инициатива пошла от Московской патриархии, причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, то есть через Америку, через митрополита Зарубежной русской церкви Илариона (Капрала. – «НГР»). В результате переговоров с митрополитом Зарубежной русской церкви Иларионом мною была организована делегация для первых контактов в Москве. На этой встрече был поднят вопрос о примирении, то есть тема примирения прозвучала со стороны Московского патриархата. Но для того, чтобы найти это примирение, Москве нужно было снять наложенную на меня анафему, чтобы Архиерейский собор, который наложил это прещение, его снял, – заявил он журналистам. – Как вы знаете, примирения как такового не произошло. Собор, воспользовавшись моим обращением, направил его на то, что будто бы мы хотим вернуться к Московскому патриархату. Повторяю еще раз – этого не будет!»

Обращение Собор оценил положительно – не комментируя, однако, его заявления для прессы. «РПЦ не планирует общаться с представителями бывшего митрополита Киевского Филарета посредством дискуссии в пресс-конференциях», – сказал журналистам 2 декабря председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Тем не менее председатель Синодального информационного отдела УПЦ МП архиепископ Климент (Вечеря) сказал о том, что его Церковь связывает с обращением Филарета определенные надежды.

«В этом обращении впервые за многие годы есть попытка евхаристического объединения тех, кто отпал от Православной церкви, с канонической Церковью. Я думаю, что это результат не только каких-то действий непризнанного Киевского патриархата, но и десятилетий общей молитвы о том, чтобы болезненный раскол, от которого страдают десятки миллионов верующих в Украине, был уврачован», – заявил он СМИ.

Установку на диалог с Киевским патриархатом подтверждает и Русская православная церковь: Архиерейский собор отдельным определением учредил комиссию для «ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения». Ее возглавил глава ОВСЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): именно он, по словам Филарета, попросил его написать обращение к патриарху Московскому и епископату. При этом основная тяжесть переговоров скорее всего ляжет на плечи УПЦ МП: именно из ее митрополитов в основном состоит комиссия. Тем не менее само ее формирование, указующее готовность к переговорам с «раскольниками», подтверждает: провокативный ход Филарета, давший ему лишний повод для обвинений в адрес Москвы, положительно отреагировавшей на его инициативу в прессе, оказался успешным.

Постановления Архиерейского собора серьезно расширили самостоятельность УПЦ МП: отныне ее статус определяет отдельная глава устава РПЦ, а не общие для подчиненных Москве самоуправляемых Церквей положения. Ее управленческий центр, согласно обновленному уставу, будет находиться в Киеве, а не в Москве. Кроме того, на нее больше не распространяется юрисдикция Общецерковного суда – каноническая территория УПЦ МП будет подчиняться собственной церковно-правовой инстанции. Это коснется и расположенных на территории Крыма епархий: Симферопольской и Крымской, Джанкойской и Раздольненской, а также Феодосийской и Керченской. Теперь предстоятель УПЦ МП будет не «утверждаться», а «благословляться» Московским патриархом после избрания украинскими архиереями, а раздел об избрании архиереев лишился упоминания об утверждении кандидатур патриархом и Синодом РПЦ. Постановления Синода РПЦ на территории Украины теперь действуют «с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления», а обязательными для УПЦ МП фактически остаются только решения Поместного и Архиерейского соборов, проходящих при участии украинских иерархов. Однако необходимость поминать в молитве Московского патриарха наряду с Киевским митрополитом теперь также закреплена уставом.

В украинской прессе уже появилась критика соборных решений. Летом с.г. комитет Верховной рады Украины по вопросам культуры и духовности одобрил законопроект № 5309, подразумевавший обязательное для религиозных организаций, чей руководящий центр находится на территории «страны-агрессора», указание полного уставного названия руководящей организации с добавлением слов «в Украине» или обозначения своего места в ее структуре. Именно на обход этого закона, по мнению критиков, направлено постановление Собора, которое позволит, ничего не меняя в иерархической системе УПЦ МП, фактически вывести ее из области действия законопроекта.

Депутат Верховной рады Виктор Еленский считает, что изменения в уставе Церкви приняты для того, чтобы обеспечить позиции УПЦ МП в суде, который с большой вероятностью последует за вступлением законопроекта № 5309 в силу. «Постановления Архиерейского и Поместного соборов Русской церкви обязательны для УПЦ МП, а изменения в епархиях теперь должны быть согласованы с Москвой, и с ней же должен быть согласован устав. Думаю, что вся эта история затеяна вокруг пункта в уставе о местонахождении управленческого центра УПЦ МП. Я не знаю, как она будет доказывать то, что она не является частью Русской православной церкви, в случае, если этот законопроект будет принят, – думаю, это будет попросту невозможно. Но изменения явно приняты на тот случай, если законопроект № 5309 будет принят парламентом – возможно, в этом случае они будут подавать в суд, чтобы он сказал, что их центр находится не в Москве, а в Киеве», – сказал парламентарий корреспонденту «НГР». Необходимость молитвенного поминания Московского патриарха, по мнению Еленского, также станет тяжелым ударом для той части УПЦ МП, которая не была готова по политическим причинам порвать с канонической Церковью (напомним, ряд священнослужителей УПЦ МП отказались поминать патриарха Кирилла за богослужением. – см. «НГР» от 19.04.17).

Церковный брак

Одной из самых обсуждаемых тем Собора стали церковные браки, подчеркнул на пресс-конференции 2 декабря епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев). Необходимость разрешения вопросов о признании светского бракосочетания и возможности расторжения брака церковного назрела в Церкви давно и регулировалась документами еще в XIX веке. «Положение «О канонических аспектах церковного брака» актуализирует древнее наследие и не содержит в себе каких-либо революционных изменений, – описал документ епископ Геннадий. – Мы помним слова Святого Писания о том, что муж и жена, вступающие в брак, есть единое целое. Брак нерасторженен – это связь, которая остается навечно. Но нынешние условия жизни настолько сложны, а искушения настолько сильны, что Церковь допускает возможность канонического прекращения брака и вступления в новый. Документ, с которым можно ознакомиться на сайте патриархии, предлагает ряд положений, которые могут служить причинами для прекращения канонического действия брака».

При этом новое положение отдельно устанавливает невозможность бракосочетания лиц одного пола. Невозможно, согласно ему, и венчание состоявших в трех браках лиц, даже если предыдущие союзы не были освящены Церковью. «В церковной практике существовали разные подходы: кто-то учитывал только венчанные браки, кто-то – заключенные после таинства крещения, но теперь есть общее положение», – сказал журналистам Владимир Легойда. «Термина «церковный развод» же не существует: мы говорим только о случаях, в которых возможно признание церковного брака утратившим каноническую силу. Это только возможность, а не допустимость: вовсе не значит, что если один из поводов присутствует в жизни семьи, то брак утратил каноническую силу. Напротив, первое, что должен сделать священник к тем, кто обращается к нему с такими проблемами, – это попытаться увещевать их сохранить брак», – подчеркнул он.

Возможные причины утраты браком канонической силы – это, согласно положению, трехлетнее безвестное отсутствие одного из супругов, годовое «злонамеренное» отсутствие, аборт или принуждение к нему, посягательство на жизнь и здоровье членов семьи, измена, заболевание одного из супругов, которое может нанести другому непоправимый вред, алкоголизм и наркомания. Кроме того, силу венчания могут истончить неизлечимая тяжкая душевная болезнь, неспособность одного из супругов к брачному сожительству, явившаяся следствием намеренного самокалечения, «противоестественные пороки», вступление в новый гражданский брак и отпадение одного из супругов от православия.

Останки Ганиной Ямы

Одна из центральных тем Собора обросла противоречивыми суждениями еще до его начала, более того, это обсуждение началось со скандала. Заявления представителя Следственного комитета РФ полковника Марины Молодцовой и поддержавшего ее епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) о «психолого-исторической» экспертизе расстрела царской семьи на предмет его ритуального характера заставили лидеров еврейских общин вспомнить времена «дела Бейлиса» и кровавого навета, а представителей КПРФ – задуматься над возможным переформатированием политической системы страны по образцу франкистской диктатуры (подробнее в «НГ» от 29.11.17).

Слова о «ритуальном убийстве» царской семьи прозвучали на прошедшей 27 ноября под председательством патриарха Кирилла в Сретенском монастыре конференции, где были представлены результаты ряда последних экспертиз обнаруженных под Екатеринбургом останков. У Церкви их подлинность по сей день вызывает сомнения, и масштабная конференция, прошедшая в год 100-летия русской революции перед самым началом Архиерейского собора, породила у многих уверенность в том, что останки из урочища Ганина Яма в ближайшее время будут признаны мощами святых мучеников. Тем не менее заявление епископа Тихона об уверенности значительной части церковной комиссии по установлению подлинности царских останков в том, что убийство последнего императора и его семьи было ритуальным, заставило задаться вопросом: что будет написано в житиях царственных мучеников в том случае, если данное мнение возобладает среди церковных иерархов?

Собор не вынес решения по поводу царских останков, оставив в силе постановление 2016 года о принятии решений исходя из оценок материалов экспертизы и ограничившись своеобразной декларацией о намерениях: «Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях». «Никто из иерархов никогда не говорил о том, что на предстоящем Архиерейском соборе будут приняты какие-то решения, – заявил на пресс-конференции Легойда. – Преждевременно было ожидать, что через несколько дней после того, как было продемонстрировано, сколько еще остается вопросов, какое-то решение будет принято. Обсуждение на Соборе касалось описания ситуации и не предполагало их принятия. В этом сложном вопросе мы полагаем необходимым разбираться столько, сколько нужно, и решение Церкви не будет подгоняться под какие-либо даты и исторические события».

Ng.ru

Теги: