Как сообщалось ранее, после выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском Соборе РПЦ Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий сделал заявление, в котором обращается внимание на ряд ошибок в докладе Святейшего Патриарха касательно Статута Украинской Православной Церкви и порядка его одобрения Московским Патриархатом. В заявлении подчеркивалось, что украинским государственным органом был зарегистрирован не новый Статут УПЦ, но изменения и дополнения к действующему Статуту, а кроме того, согласно законодательным документам УПЦ и РПЦ, Патриарх Московский и всея Руси имеет полномочия не «утверждать», но «одобрять» Статут Украинской Православной Церкви.

На следующий день после публикации заявления Госкомнацрелигий на сайте ИА Регнум появился комментарий секретаря по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова, в котором он упрекнул Госкомнацрелигий Украины в некомпетентности.

«Во-первых, в главе 8 Устава Русской Православной Церкви, который был принят на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии всего епископата Украинской Православной Церкви, говорится, что Устав Украинской Православной Церкви одобряется Патриархом Московским и всея Руси, это обозначено в 17-й статье. А о процедуре такого одобрения более подробно говорится в 13-й статье той же главы, согласно которой устав самоуправляемой церкви подлежит одобрению Священным синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. Противоречия тут нет, потому что все действия, которые Патриарх совершает как Предстоятель Церкви, он совершает при содействии Священного Синода, так как форма управления церковью у нас соборная. Таким образом, сотрудники Комитета по делам религии и национальностей Украины, видимо, не дали себе труда ознакомиться с документом, на который они ссылаются в своём официальном заявлении», - заявил сотрудник ОВЦС МП.

Однако, если рассмотреть подробнее Устав Русской Православной Церкви, в том числе статьи, на которые ссылается прот.Н.Балашов, то видно, что в первом случае (пункт 17 главы 8 Устава РПЦ) речь действительно идет об Украинской Православной Церкви как Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии: «В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви».

Пункт 13 той же главы гласит: «Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси». Из этого текста видно, что он относится к Самоуправляемым Церквам, входящим в состав Московского Патриархата.

Входит ли Украинская Православная Церковь в число этих Церквей? В пункте 16 той же главы Устава РПЦ перечисляются все Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата: «Самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь; Православная Церковь Молдовы; Эстонская Православная Церковь». На этом перечень заканчивается.

Статус Украинской Православной Церкви особо оговаривается в уже упомянутом пункте 17 той же главы. В нем сказано: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии».

На этом основании к Украинской Православной Церкви недопустимо применять те нормы Устава РПЦ, которые относятся к Самоуправляемым Церквам, поскольку, согласно этому Уставу, УПЦ имеет особый статус и обладает более широкими правами, чем Самоуправляемые Церкви.

Кроме этого, следует разобраться в разнице процедуры вступления в силу нового Статута УПЦ и изменений и дополнений к действующему Статуту.

Процедура внесения изменений и дополнений в Статут УПЦ прописана в самом действующем Статуте: «Право внесения дополнений и изменений к данному Статуту имеет Собор епископов Украинской Православной Церкви с последующим одобрением Собором Украинской Православной Церкви» (пункт 2 главы 15 Статута УПЦ). В Уставе же Русской Православной Церкви отсутствует описание процедуры внесения таких поправок.

Следует упомянуть и исторический прецедент регистрации поправок к Статуту УПЦ. В 1992 году на историческом Харьковском соборе (по своему статусу это был Собор епископов УПЦ) был внесен ряд существенных изменений в Статут УПЦ, которые позже были утверждены Собором Украинской Православной Церкви 26 июня 1992 года. Собор УПЦ тога постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными».

Утверждались ли изменения и дополнения к Статуту УПЦ в Русской Православной Церкви?

В день закрытия Харьковского Собора епископов, 28 мая 1992 года, в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, определение которого опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» №8, 1992. В синодальном определении об интересующем нас моменте сказано буквально следующее.

«Имели суждение о положении дел в Украинской Православной Церкви в свете решений ее Архиерейского Собора, заседавшего в Харькове 27 и 28 мая 1992 года.

Постановили: 1. Принять к сведению решения Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 27-28 мая с.г., осуществившего Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 апреля с.г., в деяниях которого принимали участие все иерархи Украины, в части, относящейся к излечению тягостных разделений и восстановлению мира в Украинской Православной Церкви».

Итак, в 1992 году существенные изменения, внесенные в Статут УПЦ, не только не «утверждались» Священным Синодом Русской Православной Церкви, но даже и не «одобрялись» последним. Священный Синод РПЦ лишь «принял к сведению» все решения Харьковского Собора, включая и изменения Статута УПЦ.

Исходя из этого, следует утверждать, что, согласно церковному законодательству УПЦ и РПЦ, дополнения и изменения к Статуту УПЦ, принятые Собором епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года, вступают в силу тотчас после их принятия, хотя и подлежат последующему утверждению Собором Украинской Православной Церкви. Кроме этого, изменения и дополнения к Статуту УПЦ подлежат одобрению, а не утверждению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и вовсе не являются предметом рассмотрения для Священного Синода Русской Православной Церкви.

 27 червня 2008

Теги: