На Страстной седмице вспоминалась Тайная Вечеря и установление Евхаристии. У меня с несколькими прихожанами нашего храма возник спор — причастился ли Иуда на Тайной Вечери или нет? Все остались при своем мнении. А что говорит по этому поводу богословие?
Виталий, Днепропетровск


Отвечает протоиерей Николай Баранов:


Исследователи Священного Писания единогласны во мнении, что на Тайной Вечери Христос во исполнение Закона совершил пасху Ветхозаветную. В чин Ветхозаветной пасхи входило вкушение хлеба, горьких трав, пасхального агнца, а также «солила» — приправы из миндаля, орехов и сладких плодов. По окончании этого ритуала Господь устанавливает Таинство Евхаристии и совершает пасху Новозаветную. Здесь мнения толкователей расходятся. Одни считают, что Иуда оставался на Тайной Вечери практически до ее окончания и приобщился Тела и Крови Христовых. Другие — что он присутствовал лишь во время ритуала Ветхозаветной пасхи.

Так, авторитетнейший толкователь Священного Писания святитель Иоанн Златоуст в своей беседе «О предательстве Иуды» говорит: «… После принятия предложенного, в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Таин, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду». В толковании на Евангелие от Матфея он же восклицает: «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь Таин, он оставался таким же, и, наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся».

При этом святитель поясняет, что грех Иуды был двойным и заключался в том, «что он с таким расположением приступил к Тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью».

Богослужебные тексты также выражают мнение Церкви, что Иуда на Тайной Вечери причастился: «Закон дружбы забыв, злоименитый Искариот умытыя Тобою нозе волею уготова на предание: и ядый Твой хлеб, Тело Божественное, воздвиже пяту на Тя, Христе…»; «Приимаше очищающее от греха Тело безсовестный, и изливаемую за мир Кровь Божественную пия, юже продаяше на цене, не стыдяшеся, о злобе же не вознегодова…». В стихирах Церковь обличает грех Иуды: «… и сей злочестивый, небесный Хлеб во устех нося, на Спаса предательство содела…» (тропари канона утрени Великого Четверга).

Сторонники противоположной точки зрения основываются на текстах евангелистов Матфея и Марка, где обличение предателя расположено прежде повествования об установлении Таинства Евхаристии. Отсюда делается вывод, что Иуда присутствовал лишь на совершении Ветхозаветной пасхи (когда хлеб вкушали, обмакивая в солило) и, приняв из рук Христа простой хлеб, сразу покинул Сионскую горницу, где проходила Тайная Вечеря. Известный русский богослов, исследователь и толкователь Священного Писания А. П. Лопухин в подтверждение данного мнения высказывает мысль практического характера: «если бы Иуда ушел в конце вечери, то, как справедливо замечают, у него не оставалось бы времени для приведения толпы [в Гефсиманский сад]».

Один из ведущих библеистов ХХ века, епископ Кассиан (Безобразов) в своем труде «Христос и первое христианское поколение» пишет: «Вечеря продолжается. Это ясно и из того, что Господь имеет возможность подать кусок Иуде. Понимать этот кусок в повествовании о вечере, которое ничего не говорит об установлении Евхаристии, как кусок евхаристический, было бы неправильно. Евхаристия была установлена по окончании трапезы. Не-евхаристический кусок, поданный Иуде во время вечери, говорит за то, что трапеза еще не была окончена».

О двух мнениях говорит и Феофилакт Болгарский: «Когда они ели, присовокупил евангелист для того, чтобы показать бесчеловечие Иуды, если бы он был и зверь, то и тогда должен бы был смягчиться потому уже, что вкушал одну пищу с одной трапезы, а он между тем и будучи обличаем, не вразумился и, даже причащаясь Тела Его, не раскаивался. Впрочем, некоторые говорят, что Христос приобщил Своих учеников Тайнам Своим уже тогда, когда Иуда вышел. Так обязаны поступать и мы, то есть нечестивых людей удалять от Божественных Тайн».

Так или иначе, в данном вопросе акцент следует ставить не на том, причастился Иуда или нет. Важно расположение сердца, с которым он приступил к Тайной Вечере. Он не использовал последнюю возможность остановиться, не совершать предательства, но еще более озлобился. Если считать, что Иуда причастился, то это было недостойное причащение, ему в осуждение. считать, что нет, то и это логично, так как он не был достоин вкушать со Христом и апостолами и Ветхозаветную трапезу, не говоря уже о Новозаветной. До времени ответ на этот вопрос остается для нас тайной. Смиримся с этим.

Теги: