Старообрядческая церковь возникла во второй половине XVII века, во времена правления царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона. Последним были введены некоторые изменения в обрядах Православной церкви, которые привели к последствиям, в дальнейшем получив название Великий раскол в Православной церкви. С этого момента православные Московского царства разделились на новообрядцев и старообрядцев.

За отказ от новых обрядов светская и религиозная власть организовали страшные репрессии против старообрядцев, они были объявлены вне закона и не имели никаких прав. Следствием жестоких преследований и издевательств было массовое переселение старообрядцев в труднодоступные района Севера и Сибири. Так же переселялись старообрядцы в Азовские и Донские степи из Курской, Орловской, Тамбовской и других губерний России. Во время правления императора Николая І (1825-1855 гг.) на староверов обрушилась новая волна преследований. Им было приказано закрыть храмы, построенные после 1826 года, браки между старообрядцами считались недействительными, жен записывали на девичьи фамилии, детей считали незаконнорожденными. Но, несмотря на преследования, в среде старообрядцев формировалась будущая промышленная элита Российской империи. Более чем умеренные потребности в быту, честность и обязательность в делах, упорный, каждодневный труд от зари до зари — так закладывались состояния будущих миллионеров. Среди них — знаменитые династии предпринимателей-старообрядцев Морозовых, Рябушинских, Гучковых.

Принципиальность и порядочность были характерными чертами старообрядцев: в 1854 году отправили в ссылку мануфактурщика Ф.А.Гучкова. Истинная причина опалы: Гучков отказался дать взятку московскому генерал-губернатору Закревскому, которую тот вымогал у предпринимателя. Полиция разгромила семейную молельню Гучковых и предъявила ему обвинение в присвоении денег Преображенского кладбища, в ссылке вскоре он умер. Федору Алексеевичу принадлежит знаменитое изречение: «Лень есть преступление перед Родиной».

Причиной их экономического успеха было то, что в старообрядничестве, благодаря необходимости постоянно и всеми силами бороться за существование, поддерживался и развивался дух инициативы и предприимчивости. Немалую роль сыграла и строгая мораль старообрядцев. Не допускавшая пьянства, лени, праздных развлечений, она способствовала тому, что староверы все свое время посвящали истовому исполнению религиозных обрядов и хозяйственной деятельности. Мужество и непреклонность старообрядцев за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа. Но, к сожалению, не они определяли государственную политику Российской империи, в которой процветали взяточничество и бюрократизм, полностью отсутствовали гражданские свободы.

Первые старообрядцы, поселившись в Бердянске, как и немецкие колонисты, начали заниматься садоводством и виноградарством в районе под названием «Немецкая колония» — современном микрорайоне «Колония». С началом строительства Бердянского порта и городской застройки, старообрядцы, как состоятельные слои населения, приняли в этом активное участие. Ими было построено много домов и постоялых дворов для купцов, они развивали рыбные промыслы и торговлю. Наряду с евреями, старообрядцы были самыми, в современном понимании, креативными предпринимателями Бердянска.

С 1900-го года старообрядцы начали ходатайство в уездном правлении города Бердянска о строительстве своей церкви. После революции 1905 года и Манифеста 17 октября, который провозгласил гражданские свободы и создание законодательной Думы, был принят закон о веротерпимости. Он уравнял старообрядцев в правах с остальными православными и легализовал старообрядческие общины. В 1906 году после бюрократических проволочек строительство началось за средства состоятельных старообрядцев Поветкина И.С., Бессонова, Авилова и всей религиозной общины. Церковь строилась в том же дворе, где был небольшой молитвенный дом на углу улиц Вознесенской и Мещанской (современные улицы Шевченко и Петровского). Закончено строительство было в 1912 году, храм назван в честь праздника Святого Вознесения «Вознесенским».

В годы Советской власти, когда все храмы в городе были разорены и уничтожены, церковь старообрядцев переоборудовали под склад. Во время переоборудования из церкви рабочими горкомунхоза выбрасывались реликвии: книги, иконы, кресты. Некоторые вещи мирянам удалось спасти и сохранить до наших дней.

Во время немецкой оккупации Бердянска (1941-1943 гг.), старообрядцам вернули храм и разрешили службу, но в 1944 году советской властью храм был отобран и передан русской православной церкви Московского Патриархата, он получил новое название: Христорождественская церковь. Проходя по улице Шевченко, невольно любуешься этой старой церковью с новым куполом и благоустроенным двором.

Своим трудом, непоколебимой верой, старообрядцы внесли большой вклад в освоение и развитие нашего города и всего Запорожского края. Потомки старообрядцев живут в Бердянске и продолжают их традиции.

Одним из потомков славного рода старообрядцев Поветкиных, есть один из лучших специалистов машиностроения на Азовском машиностроительном заводе, житель микрорайона «Колония» Леонид Поветкин, который любезно предоставил нам фотографии и пояснения к ним.

На фотографии, которая была сделана 14 сентября 1915 бердянским фотографом Эдельштейном, семья Поветкиных. Слева направо: Дмитрий Дмитриевич Поветкин, Матрона Дмитриевна Поветкина, Екатерина Дмитриевна Поветкина, Иван Дмитриевич Поветкин, Сиклития Николаевна Поветкина (мать семейства Поветкиных, отец к тому времени уже умер), Нюра Дмитриевна Поветкина, Татьяна Дмитриевна Повекина; самый младший на фото Михаил Дмитриевич Поветкин — отец Леонида Поветкина. Он родился в 1904 г. в Бердянске. В гражданскую войну был мобилизован в Красную Армию, в армию М.Буденного. После окончания Гражданской войны работал на Первомайском заводе, во время Второй мировой войны занимался его эвакуацией. После войны восстанавливал этот завод и работал на нем.

На второй, не менее интересной фотографии, датированной 20 сентября 1914 г, изображен сбор урожая в Немецкой колонии Бердянска. Также была сделана Эдельштейном. На фото изображены: Матрона Дмитриевна Поветкина, Татьяна Дмитриевна Поветкина, Нюра Дмитриевна Поветкина (о некоторых членах семьи, запечатленных на этих фотографиях, сведения отсутствуют). Прошу читателей обратить внимание на основной бренд Колонии — колонские сладкие помидоры, виноград «Березка» по-научному «Шасла», так же, судя по снимку, успешно выращивались и арбузы.

Р.S. Традиции своих предков-старообрядцев сегодня в Бердянске сохраняет бывший заместитель городского головы Павел Кузьминов, он же является председателем общины староверов.

Теги: