Суеверия в церковной жизни: откуда они берутся и как их распознать? Каким «правилам» поведения до и после причащения следовать не только бесполезно, но и вредно?


Для нормального христианского сознания суеверия — это нечто противоестественное. Но, к сожалению, даже среди людей, приступающих к Причастию, хватает тех, кто еще не расстался с языческим мировоззрением.

Даже приступая к великой святыне, принимая в себя Плоть и Кровь Христову, такой человек не сбрасывает ветхую суеверную одежду, а становится носителем «гибридного», как говорят социологи, религиозного сознания. Он вроде и православный по форме и даже немного по содержанию, но с элементами язычества. Но как нельзя быть немножко беременной, так не получится быть немножко православным.

Если мы называем себя христианами, то в нас не должно быть места суеверному сознанию. Как шутил митрополит Антоний Сурожский: «Если вижу, что черная кошка хочет перебежать мне дорогу, я даю ей это сделать, а вдруг она суеверная».

Вот несколько примеров суеверий, которые встречаются в отношении Причастия.

1. В ночь после Причастия спать нельзя — растеряешь всю благодать. Здесь налицо механическое понимание таинства, где благодать воспринимается, как некая энергия, которую можно черпать автоматически. Днем благодать работает, а во сне расходуется вхолостую. Но Церковь — это не магазин, а благодать — не товар. Жизнь с Богом, уподобление Христу — цель христианина, и всё, что даровано Церкви, в том числе и таинства, служит для установления или поддержания этой связи и днем, и ночью.

2. Перед Причастием после полуночи нельзя глотать слюну и чистить зубы. Это не столько суеверие, сколько перестраховка от нарушения формы совершения таинства. Дескать, если проглотил слюну, то таинство не будет действительным.

В «Памятке христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христовых» есть по этому поводу следующее наставление: «…если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16).

3. Благодать Причастия «действует» 6 недель. Есть еще вариации на эту тему, когда говорят, что три дня после Причастия дьявол не может подступить к человеку. Эти числовые характеристики построены по классической суеверной схеме: автоматически обезопасить себя от тревог. В данном случае 6 недель можно расслабиться, а потом снова в церковь за благодатью.

4. После Причастия не едят вилкой, чтобы благодать не проткнуть. Анекдотичное суеверие, которое не нуждается в комментариях по причине своей полной бессмыслицы.

5. После Причастия зевать нельзя — Святой Дух вылетит, а бесы залетят. В этом суеверии отражено примитивное представление о Духе Святом. Кроме того, если бесы так легко овладевают несчастным христианином после Причастия, тогда уж лучше вообще молчать, не открывать рот, не есть и не пить. Остается еще вопрос, почему бесы влетают только через рот, а не через уши, например, и почему именно во время зевоты?

6. Причастие нужно для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови. Здесь ярко выраженное отсутствие религиозного сознания. Вместо Бога человек ищет лекарство. А Причастие воспринимает как магический обряд. Похожим образом мыслят многие родители, приводящие младенцев на Причастие лишь с целью «чтобы не болел».

7. Причастие у архиерея сильнее, чем у простого священника. Человек пытается таким образом «усилить» Таинство. Ведь это намного легче, чем достойно подготовиться к принятию Святых Даров.

Все эти суеверия объединяет еще одна общая черта — вера не в Бога, а в магию, в алгоритм действий, который помогает сам по себе. От нас — ритуал, нам — благодать. На второй план уходит встреча с Богом, общение с Ним, спасение — это все слишком сложно и непонятно. «Мы же постились три дня! Подавай награду!»

Это психология обмена — еще одна черта языческого сознания. Именно такой формат отношений принят с идолами. Язычник приносит жертву божку и устанавливает с ним некий договор, по которому тот теперь обязан помочь ему в охоте. Не получилось с охотой, божка можно и поколотить.

В христианстве иначе. Нам нужен Господь каждую секунду нашей жизни, и мы прилагаем все средства, чтобы быть с Ним. Именно Господь, а не блага, которыми Он нас щедро одаривает. Апостол Павел писал о жажде Бога, которая превышает жажду жизни: «желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:23). И когда в центре жизни освобождается место для Христа, тогда уходят оттуда суеверия и попытки манипулировать обстоятельствами своей жизни через исполнение бессмысленных действий.

Теги: