Снова в церковной среде поднялась волна беспокойств по поводу использования государством информационных технологий для идентификации человека. Идентификация (или распознание) необходима для учета населения, в целях обеспечения его прав на труд, социальную и правовую защиту. Так было всегда с тех пор, как существует государство, просто формы учета менялись соответственно времени.

Напомним, что праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Богородица, как законопослушные граждане, участвовали в переписи населения (см.: Лк. 2: 1–5), по сути — той же идентификации, а Христос платил налоги (см.: Мф. 17: 24–27).

Как правило, противники идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), биометрических паспортов (БП) и чипов связывают этот вопрос с апокалиптическими предсказаниями о печати антихриста, числом 666. В этом есть своя логика, ведь от принятия числа зверя во времена правления антихриста будет зависеть социальный статус человека, возможность получения средств к существованию.

Но в суждениях о временах антихриста и предшествующих этому событиях кроется дьявольская ловушка. И находится она на полюсах двух крайностей.

Мир во зле лежит (см.: 1 Ин. 5: 19). Как тогда в этом мире жить? Как сохранить самообладание и, с одной стороны, не впасть в апокалиптическую панику, а с другой — не предаться ложному самоуспокоению? Первое опасно тем, что, когда действительно нужно будет кричать «Волки! Волки!», — больше не поверят. «Вы уже кричали, но их не было», — скажут нам. Второе опасно духовной расслабленностью и беспечностью, неподготовленностью к испытаниям, которые, согласно Откровению, ждут христиан последних времен.

Несомненно, все, что делает христианина зависимым от земной жизни, может использоваться против его религиозных принципов. Изобретения человечества и земные блага именно тогда становятся враждебными христианину, когда ради них требуется нарушение Божиих заповедей, т. е. совершение греха, отречение от Бога.

Вспомним первых христианских мучеников. Многие из них состояли на службе у императоров чиновниками или воинами, были родственниками вельмож. Но смерть они принимали тогда, когда отказывались назвать императора богом или принести жертвы языческим идолам.

Собственно, то же ждет и последних христиан. Смысл печати антихриста — в отречении от Христа. Тут могут быть использованы и технические изобретения. Но известно также, что антихрист будет владеть оккультными знаниями во всем совершенстве, какое возможно земному человеку. Зачем ему тогда техника и достижения науки? А может, это будет лишь мистическая символика, свидетельствующая о том, что носитель этого знака отрекся от Христа?

Мы можем искать антихриста в ком угодно и в чем угодно (как это уже не раз бывало в истории христианства), можем спорить, отстаивая свою правоту и теряя духовные силы и время для совершения добрых дел, для укрепления в вере и возрастания в любви. Но не так важно, каким образом будет ставиться печать. Важен духовный принцип: поддастся ли человек на искушения дьявола, требующего отречения от Христа ради временной жизни, или станет исповедником и мучеником.

Кстати, сегодня есть достаточно информации о том, что отказ от микрочипов действительно может лишить человека гражданских прав и сделать его изгоем. Принцип таков: если носитель чипа не согласен с государственной политикой, его электронную карточку (паспорт, кредитную карту, водительские права и т. д.) просто блокируют, и тогда человек действительно «не сможет продавать или покупать» (см.: Откр. 13: 17). В этом разница между принятием чипа и принятием печати антихриста: от принятого чипа можно отказаться, а от принятой печати — нет.

Если кто-то считает, что ИНН, БП и чипы заменяют христианское имя, препятствуют участию человека в спасительном Домостроительстве Божием, являются грехом отступления от веры, то такие воззрения уже можно расценивать как эсхатологическую ересь, сеющую панику, вводящую многих людей в духовное заблуждение, вызывающую агрессию и уныние.

Мои оппоненты, как правило, хватаются за еще один контраргумент: дескать, сегодня идет репетиция, а завтра начнут ставить печать по-настоящему. На это можно ответить так. Во-первых, репетиция идет еще со времен грехопадения Адама и Евы; во-вторых, нагнетание страстей по поводу ИНН и БП, скорее всего, провокация, цель которой — направить духовные силы человека не на духовное совершенствование, а на церковные разногласия и борьбу с ветряными мельницами; в-третьих, вспомним еще раз притчу про мальчика и волков.

Введение ИНН, БП и микрочипов действительно напоминает пророчество о печати антихриста. Однако религиозная подоплека здесь притянута за уши. Тем не менее эти нововведения вызывают у меня целый ряд вопросов.

Например, как государство сможет гарантировать сохранение данных, находящихся в Едином реестре? Разве у нас в стране настолько развита техническая база, чтобы защитить этот банк информации от хакеров? Где гарантия, что те, кто будет обрабатывать все эти данные, сохранят конфиденциальность?

Что касается чипов, вводимых под кожу... По моему мнению, введение радиочастотных имплантатов противоестественно для человека и может угрожать его здоровью. Ведь неизвестно, как организм отреагирует на работу этих изобретений современной науки. И есть ли гарантия, что подобные устройства в будущем не будут использоваться, например, с террористическими целями?

Известно же, что радиоволны могут влиять на психическое состояние человека, вызывая в нем депрессию, беспокойство, страх, тревогу, панику, бессонницу, агрессию или, напротив, эйфорию. Увы, многие открытия и изобретения науки изначально совершались для блага человечества, а потом оборачивались для него катастрофой.

Читая некоторые церковные документы по поводу идентификации личности, я вижу, что Церковь в лице своих архипастырей снисходит к немощам тех, кто уже заражен страхом перед современными технологиями. И ради них Церковь, обращаясь к власть имущим, совершает деликатные попытки отдалить время введения биометрических паспортов и тому подобных вещей. Другого объяснения этому я не нахожу.

Но есть и другие церковные документы, о которых, к сожалению, многие не знают и не слышали. В нашей газете мы решили поместить заключение VII пленума Синодальной Богословской комиссии. Это обращение православных богословов, архипастырей и пастырей ко всей нашей Церкви ясно, в духе мира, терпения и любви к заблуждающимся, указывает на ошибки, возникшие сегодня в вопросах эсхатологии — учении о последних временах. Этому документу уже 11 лет, однако его актуальность несомненна.

Теги: