8 ноября 2012 г., в канун дня памяти преподобного Нестора Летописца, в храме Рождества Богородицы на Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры была освящена икона Собора святых Киевской духовной академии. Что это за икона? Кто на ней изображен? Да и вообще, а бывают ли соборы «академических святых»?

Специально для сайта «Правмир в Украине» на эти вопросы отвечает проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии Владимир Бурега.

Мы привыкли, что Соборы святых связаны с почитанием подвижников, которые либо жили в одной местности (например, Соборы Волынских святых, Карпаторусских святых, Белорусских святых и т. д.), либо подвизались в одной обители (Соборы Афонских преподобных, Печерских преподобных, Радонежских преподобных и т. д.) Но вот Соборы святых, вышедших из одной школы, для нас в диковинку.

Понятно, что такие категории, как «общая территория» или «общее место подвига», указывают на определенную общность связанных с ними людей. Но «общая школа» (особенно, если это настоящая школа) является порой куда более глубоким объединяющим началом для многих поколений людей, нежели просто «местность».

И Собор святых Киевской духовной академии является хорошей иллюстрацией именно такой глубинной общности духа выпускников одной школы. На иконе изображены около 50 святых, живших в XVII—XX вв. В центре иконы, как главные покровители школы, изображены преподобный Нестор Летописец и святитель Петр Могила, которые держат Братскую икону Божией Матери — главную святыню, увы, несуществующего Киево-Братского монастыря.

Собор святых изображен на фоне трех зданий: в центре мы видим Богоявленский собор Братского монастыря (он был разрушен в 1930-е гг.), учебный корпус старой Академии (он сохранился и теперь принадлежит Национальному университету «Киево-Могилянская академия») и нынешний академический храм в честь Рождества Богородицы. Так в иконе объединены Братская и Киево-Печерская обители, приютившие Академию в разные исторические периоды.

Большую группу святых, изображенных на иконе, составляют святители XVII—XVIII вв.: Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, Атоний Воронежский и др. Можно сказать, что в то время выходцы из Киевской академии создали особый тип архиерея, который считался образцом для всего Синодального периода (хотя и не все их собратья следовали этому образцу).

Образцовый архиерей должен был быть человеком высокообразованным, владеющим иностранными языками, умеющим синтезировать лучшие достижения западной науки с местными церковными традициями. Он обязательно должен был содействовать развитию образования, заниматься миссионерством. И кроме того, киевские воспитанники того времени были готовы принципиально защищать интересы Церкви. Вспомним, например, митрополита Арсения Мацеевича, который выступил против секуляризации церковных земель, за что и пострадал.

Вот в этом и заключалась тогда особая «киевская школа». В значительной степени именно она стала фактором внутреннего единства святительского подвига в XVIII в. Казалось бы, в ней нет ничего экстраординарного. И потому некоторые исследователи вслед за Георгием Федотовым называют эту святость «казенной». Но именно эти «казенные» святые оказали решающее влияние на развитие Русской Церкви Синодальной эпохи и были окружены глубоким народным почитанием как при жизни, так и особенно после смерти.

На иконе эти святители соседствуют с теми, кто жил уже совсем в другое время, и засвидетельствовал свою веру перед лицом грозных испытаний. Более половины изображенных на иконе святых — это новомученики и исповедники ХХ в. во главе с выпускником КДА 1874 г. священномучеником Владимиром (Богоявленским). Среди них есть и те, кто были преподавателями академии или семинарии (священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Николай Фетисов), и выпускники, несшие затем пастырское служение в разных уголках страны.

Есть среди академических святых и подвижники, прославленные в других Поместных Церквах. Это преподобномученик Константин Политанский (прославлен в Константинопольском Патриархате), священноисповедник Досифей Васич (Сербская Православная Церковь), святитель Рафаил Бруклинский (Американская Православная Церковь).

Почитание святых, конечно же, необходимо, прежде всего, нам самим. Святой — это тот ориентир, к которому должен идти каждый из нас. И Собор святых Киевской академии должен стать, прежде всего, духовным ориентиром для наших студентов. На иконе они видят людей, которые сидели в аудиториях нашей родной Киевской школы, слушали здесь лекции, постигали науки. Но вместе с тем эти люди более всего в жизни возлюбили Христа и пошли за Ним, откликнувшись на Его призыв. Венец этого пути изображен на иконе.

На заднем плане иконы написаны нимбы, под которыми не видны лица. Это указание на то, что мы не можем знать всех святых, вышедших из Киевской школы. Кроме того, эти нимбы могут принадлежать и будущим святым. Ведь призыв к святости обращен ко всем нам, а значит святость в духовной школе никогда не должна прекращаться. Так что, взирая на икону Собора святых Киевской духовной академии, мы видим внушительное свидетельство о святости во Христе, святости, которая, хочется верить, будет всегда жить в Киевской академии.

Теги: