Как сообщал портал «Православие в Украине», в декабре сего года во Флоровском монастыре состоится перезахоронение останков, найденных на территории Национального культурного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал», на месте которого 300 лет назад был Печерский Вознесенский монастырь.

В то же время все отечественные СМИ раструбили, что «под "Мистецьким Арсеналом" нашли могилу и останки матери Мазепы».

Действительно ли была найдена могила матери гетмана Мазепы, кому принадлежат извлеченные из Вознесенского некрополя около 300 останков, и почему перезахоронят тела именно во Флоровской обители на Подоле? Чтобы получить квалифицированные ответы на эти вопросы и расставить все точки над «і», портал обратился за комментарием к историку Ольге КРАЙНЕЙ – заведующей сектором истории Киево-Печерской Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и автора книги об истории женского монастыря на Печерске.

«Информация в интернете о найденном захоронении матери Мазепы – ложная, а в некоторых случаях сопровождается не ее портретом»

– Весь интернет пестрит, что на территории «Мистецького Арсенала», где раньше размещался Печерский Вознесенский женский монастырь, были найдены останки матери Ивана Мазепы, которая была игуменьей обители. Так ли это, и какие останки, на самом деле, были найдены во время раскопок?


Сразу должна сказать, что в склепах, выявленных археологами на бывшем погосте Вознесенской церкви, не было обнаружено материала, указывающего на захоронение там игуменьи Печерского женского монастыря Марии Магдалины (Мазепы, в девичестве Мокиевской †1707).

Сейчас продолжаются антропологические исследования костей 262-х человек, погребенных некогда на Вознесенском кладбище. Впереди еще работа с останками более 120-ти человек. Никакой определенной идентификации матери гетмана Ивана Мазепы в результате лабораторных исследований учеными не было сделано.

Более того, ложная информация в интернете о захоронении матери Мазепы в некоторых случаях сопровождается не ее портретом. Этот портрет долго ей приписывался, но не так давно искусствоведы доказали, что он более поздний и теперь атрибутируется как «портрет неизвестной». В частности, искусствоведы обратили внимание на образ милятинского Распятия (в верхнем углу полотна), который признан чудотворным в 1755 г., и ткань платья изображенной на портрете женщины также указывает на ІІ пол. XVIII века. А мать И.Мазепы умерла в 1707-м.

Антропологи подтверждают, что большая часть погребенных – это монахини обители, действовавшей некогда на территории Старого Арсенала (теперь Национального культурного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал»), около 60-ти выявленных останков – детские. Как писал в середине XVII века архидиакон Павел Алеппский, при монастыре действовала школа для девочек. Зачастую они не покидали обитель или со временем возвращались в нее, чтобы стать монахинями. Но некоторые умирали в детстве от болезней, которые тогда еще не умели лечить, или во время эпидемий, уносивших, прежде всего, неокрепших и слабых.

«Перезахоронение останков православных людей, извлеченных во время раскопок на территории Арсенала, во Флоровском монастыре – оправдано»

– Как стало известно, останки более 260-ти человек из Вознесенского некрополя XVII- XVIII вв. будут перезахоронены во Флоровском монастыре на Подоле. Почему было принято такое решение?


Перезахоронение инициировано дирекцией Национального комплекса «Мистецький Арсенал». Это оправдано и с исторической, и с моральной точки зрения.

Кладбище некогда формировалось возле Печерской Вознесенкой церкви, которую разобрали до основания в конце ХVIII в. Одноименная Вознесенская церковь была построена во Флоровском монастыре на Подоле в 1722-1732 годах стараниями переселенных туда печерских монахинь, родственниц Марии Магдалины (Мазепы) из рода Мокиевских, которые тоже стали игуменьями. Старшую из них, получившую в монашестве такое же имя, как мать гетмана Мазепы – Марии Магдалины, часто путают с предшественницей.

Переселенные монахини оставляли на Печерске свои церкви, кельи, и долго страдали от этого, надеясь вернуться хотя бы в форштадт Печерской крепости, только бы поближе к Киево-Печерской Лавре. Они знали, что их Вознесенский храм стал приходским, но продолжает действовать. В Покровскую Трапезную церковь в 1740-е годы внесли для хранения артиллерийские снаряды. На территории монастыря разместился военный гарнизон. Кладбище продолжало функционировать уже как приходское.

Когда же Вознесенскую церковь разобрали, могилы лишились главной привязки при погребении. Поэтому перезахоронение останков православных людей, извлеченных во время раскопок 2005-2007 гг. археологами на территории Арсенала, возле монастырских церквей Флоровского монастыря – совершенно оправдано. Тем более, что все-таки большая их часть – это погребения вознесенских монахинь.

Событие, можно сказать, совпало с 300-летием перевода печерских монахинь во Флоровский монастырь. Теперь покой в земле обители должны обрести и те из них, которые не дожили до передачи территории Киево-Печерской Лавры, где стоял монастырь, в военное ведомство.

Указ Петра I о перемещении не могли отыскать по запросу императрицы Елизаветы уже в 1740-е годы, но, ссылаясь на самый ранний источник (1737 г.), утверждали, что переезд монахинь начался в 1711 году. В источниках и литературе встречается также 1712 год как время переселения, что, на мой взгляд, не является погрешностью, поскольку в один год монашеская община такой значительной обители не могла быть переведена. Известно, что монастырская казна и часть уцелевшего архива еще долго оставались на сохранении в Печерской Вознесенской церкви.

«В монастыре хоронили не только монахинь и благочестивых мирянок, но и солдат и офицеров, и их детей»

– Но если нет сведений о том, чьи именно останки были найдены во время раскопок в Арсенале, то как будут выглядеть могилы? К тому же, не все найденные останки принадлежали печерским монахиням, ведь раньше, да и сейчас, существует традиция погребения на территории монастырей благочестивых мирян, а не только священнослужителей. И Вы сказали о продолжении использования монастырского кладбища как приходского для жителей гарнизона.


Вы совершенно правы, есть информация о том, что в пору функционирования монастыря в единичных случаях на его территории хоронили мирянок. Однако основная часть мирских захоронений была произведена уже при приходской Вознесенской церкви. Думаю, тогда могла добавиться и часть детских погребений, ведь прихожанами были не только солдаты и офицеры, но и члены их семей. Последнее зафиксированное в храме захоронение киевского генерала-губернатора относится к 1740 году.

Уточнить детальную информацию о том, где именно и как будет произведено перезахоронение, можно во Флоровском монастыре и в пресс-центре «Мистецького Арсенала».

Со своей стороны скажу, что на кладбищах Флоровского монастыря (такое было при каждой церкви, и самое большое – на Замковой или Флоровской горе) со II половины ХIX в. хоронили многих мирян. Их могилы были рядом с монашескими. Предполагается, насколько мне известно, изготовить саркофаг для общего захоронения. И это будет лишь первый этап. Учитывая то, что почти половина останков еще исследуется антропологами, завершающий этап перезахоронения следует ожидать весной 2013 года.

Перезахоронение будет совершено с благословения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и игуменьи Флоровского монастыря Антонии.

Теги: