Недавно «День» посетил Одессу с целью написания статьи о хосписе, который действует при Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре (см. «День» №140-141). Однако ограничиться одним материалом было сложно. Настоятельница монастыря — матушка Серафима (ШЕВЧИК) — известна своим социальным и культурологическим служением далеко за пределами Украинской православной церкви, к которой принадлежат.

Она — председатель синодального отдела «Церковь и культура». Директор Историко-краеведческого музея «Православная Украина» Киевской епархии. Основательница Музея «Христианская Одесса». Автор 15 книг по истории православия и украинской духовной культуры. Лауреат премии «Женщина третьего тысячелетия» (вошла в список ста самых влиятельных женщин Украины). По ее инициативе был открыт хоспис, началось сотрудничество с женскими и детскими исправительными колониями, работа с наркозависимыми, забота о беспризорных (монахини ежедневно кормят до пятисот человек).

Это, так сказать, официальная информация. Из неофициальной, то есть той, о которой узнаешь, погостив в монастыре, или при непосредственном общении с ней: игуменья — первоклассный менеджер и дипломат. Матушка Серафима на практике пользуется актуальным в настоящее время тезисом о том, что Церковь должна выйти за пределы своих храмов. Она имеет хороший вкус: монастырский двор потопает в вазонах и цветах, а кабинет — в книжках и иконах.

— Такие красивые иконы. (Разглядываем.)

— Это экспонаты строящегося музея «Православная Украина».

— У вас книжка об Андрее Шептицком? (Переходим к обширной библиотеке.)

— Мне интересна эта фигура. А вот еще «Ликвидация УГКЦ (1939—1946). Документы советских органов государственной безопасности». Кто хочет в чем-то упрекнуть греко-католиков, пусть прочитает эти два тома.

— Известно, что вы тоже пишете книги: «Одесский Спасо-Преображенский собор: жизнь, гибель, воскресение», «Молитва за перемогу», «Піст від диявола»... Собственно, поговорим о последней. Ее тема — Голодомор. Написана к 70-летию трагедии (2003 г.). Тогда почтение памяти жертв голода и политических репрессий еще не приобрело такого массового характера, как во времена президентства Ющенко и теперь. Что стало толчком к ее написанию?

— Украинская православная церковь считала, что должна предложить обществу свой ответ о Голодоморе. Это было богословское осмысление трагедии. В своем предисловии к изданию митрополит Владимир, по благословению которого она вышла, четко сказал: Голодомор был геноцидом, вызванным советской властью. Она, отрекшись от божественной морали, создала свою систему ценностей, в которой человеческая жизнь так мало значила! В советское время был популярный анекдот. Встретились Рузвельт со Сталиным и говорят: «Проверим, чей народ послушнее». Вот Рузвельт приказывает своему подчиненному броситься в пропасть. А тот отвечает: «Я — не сумасшедший! У меня — жена и двое детей!». Такой же приказ отдает Сталин. Его подчиненный сразу начал выполнять. Американский президент, испугавшись, кричит: «Что ты делаешь?». И слышит: «У меня — жена и двое детей!»

Мы начали собирать факты по всем епархиям. В действительности Украина пережила четыре голода. Первый, начавшись в 1918 году, длился до 1922—1923 гг. Его спланировал Ленин и его окружение. Потом страшное лихолетье 1932—1933-го. Также голод украинцы пережили во времена немецкой оккупации и в 1946—1947 гг. Четыре голода на одно столетие — и один народ!

Думаю, это важно, когда Церковь говорит об исторической правде. Так как политики часто «переписывают» историю или политизируют ее в соответствии с конъюнктурой. К тому же на сегодня, как свидетельствуют социологические опросы, Церкви украинцы доверяют больше всего.

— Матушка Серафима, в 2006 году вы были признаны лучшим православным журналистом. С вашей точки зрения, освещение религиозной жизни в светских отечественных СМИ за последние годы изменилось? Или все так же сохраняется неутешительная тенденция: множество сюжетов и публикаций о Церкви связаны со скандалами?

— Я как историк вернусь в ХІX век. И тогда писали о религии в негативном ракурсе. И статьи на заказ. Помните, в поэме «Двенадцать» Александра Блока такие строки:

А вон и долгополый —

Стороночкой и за сугроб...
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Но были интересные публицисты: Василий Розанов, Николай Бердяев, Иван Ильин. Они писали глубокие труды, пусть и разоблачая те или другие явления в Церкви, но люди приходили к Богу. В настоящий момент таких немного. Однако они появятся. Верю, что украинская журналистика найдет свой путь, если ее не приватизируют, конечно.

— А какие сегодня, по вашему мнению, задачи стоят перед Церковью? Ведь, например, Украина занимает одно из первых мест по количеству абортов в Европе. Или, сказать бы, в Одессе проживает едва ли не наибольшее количество ВИЧ-инфицированных?

— Когда открыли границы, вместе с ветрами свободы к нам занесло и разные болезни западного общества. А здесь как раз была благодатная почва: божественная мораль подменена советской системой ценностей, среди которых и несвобода. Думаю, когда человек проходит испытание, он становится крепче.

В 1970—1980-х годах в Европе одним из популярных кличей молодежи было — drugs, sex&rock-n-roll. Кумиры, например Фредди Меркури, шли из жизни красивыми, молодыми. А большинство людей, которые принадлежали к упомянутому поколению, оказались потерянными. Я хорошо помню, какой страшный нигилизм господствовал тогда. Теперь же Мик Джаггер своей дочке дает советы, куда ей следует ходить, а куда не стоит. Мадонна тоже в строгости воспитывает собственных детей. Как-то в одном интервью она рассказывала, как сама росла в спартанских условиях в католической среде. И, пройдя через многое, стала еще более требовательной к детям, чем когда-то ее родители к ней.

У украинцев уже начинает вырабатываться иммунитет к разным болезням западного общества. Многие из тех, чья юность пришлась на начало 90-х, когда был разгул бандитизма, в настоящее время по-другому воспитывают сыновей и дочек. Стремятся, чтобы они учились в вузах, общались с приличными людьми, познали Бога.

А задача Церкви остается неизменной — спасать людей. Соответственно, монашества — активно служить миру и молиться за мир.

— Матушка Серафима, известно, что за последние годы в западном мире мало молодых людей находят призвание в монашеской жизни? Поэтому там большинство монахов и монашек пожилого возраста. А какая тенденция наблюдается в вашем монастыре?

— Приходят разного возраста. И пожилые женщины. И незамужние девушки, которые хотят посвятить себя Господу. Однако таких мало. Когда тридцать лет тому назад я поступала в Покровский монастырь в Киеве, таких было больше. От той неправды, которая господствовала везде, они хотели спастись в монастырях. Теперь есть разные альтернативы спасения. Здесь рядом духовная семинария. А в монастыре открыли три отделения семинарии: регентское, золотошвейное, где вышивают церковное убранство, и швейное, где шьют церковные облачения. Кстати, наши девушки, которые верующие, преданные и послушные, для семинаристов — лучшие кандидатки на создание семьи. (Только небольшой процент воспитанниц выбирают монашество.) Иногда шутим, что с нашей легкой руки создано немало православных семей. Бывало, сестры возмущались, что по углам монастырского двора прячутся семинаристы с воспитанницами. А затем поняли, что в приоритете все-таки создание христианской семьи.

— А как к вам пришло призвание?

— У меня отец — россиянин, а мать — украинка. Я родилась во Владивостоке. Только потом мы переехали в Украину, на родину матери — Черкасщину. Там я выучила украинский. Хоть была крещенной и с матерью ходила в церковь, однако росла обычным ребенком. Писала стихотворения. Первое — о Ленине. И вот как-то вдвоем с мамой пришли к одной бабушке, и та начала петь псалом. Такой себе крестьянский псалом о том, как голуби прилетели к душе, которая прощается с телом. В действительности же то были не голуби, а ангелы — пелось дальше. Это растрогало, ведь в советские времена на каждом шагу говорилось о светлом будущем и никогда — о смерти, тем более — о загробном мире. Это и стало первым толчком к вере. Потом поехала в Почаев. Там убедилась, что чувствую призвание к монашеству. Потом поступила в Покровский монастырь в Киеве, где пробыла 11 лет.

— Матушка Серафима, есть немало книг о подполье греко-католического монашества. А как вы, православная монашка, служили в советское время, когда Бога вытеснили на маргинесы?

— Нелегко. Ежемесячно в Киево-Покровский монастырь приезжала комиссия из парткома и проверяла паспорта. Непрописанных (а таких было немало) могли посадить в тюрьму — тогда такие правила были. Поэтому мы прятались на чердаке. Ведь настоятельница нас принимала в монастырь как работниц кухни, уборщиц, дворников. У меня даже есть удостоверение дворника, которым горжусь. Я понимаю тех греко-католических монашек из Галичины, которые пережили подполье. Это было одновременно опасно и увлекательно!

Однако гонение было не единственной проблемой. Был еще конфликт поколений. Когда мы, молодые и жизнерадостные, пришли в монастырь, то застали в нем стареньких строгих матушек, которые, например, не понимали, как можно идти и улыбаться. Как и многое другое не понимали. Даже прозвище нам придумали — комсомолки. А мы, соответственно, не понимали их. Однако любили. При случае стремились к тем Божьим людям, которые прожили сложную монашескую жизнь, дотронуться. Например, помочь подняться из кресел, когда засиделись, провести, поддерживая за локоть. К слову, наша игуменья этот конфликт разрешала просто: когда видела наименьшее непослушание — выгоняла из монастыря.

— Матушка Серафима, в завершение: скажите, что вы сейчас читаете?

— Монашеская жизнь предусматривает чтение церковной литературы. У меня даже есть дневник, где записываю цитаты из Святых Отцов. Также очень люблю мемуаристку. В частности, мемуары Чарли Чаплина, балерины Матильды Кшесинской, секретарши Гитлера Траудль Юнге... К слову, меня поразило, что апостол Иуда оказался более моральным, чем Йозеф Геббельс — первый покаялся. В воспоминаниях — реконструкция, квинтэссенция эпохи и тогдашних поколений людей.

КСТАТИ

Желающие помочь Дому милосердия могут отправлять средства на расчетный счет 26005000039192

МФО 300023

ПАО «Укрсоцбанк»

Код ОКПО 23988451

Теги: