Данная монография считается одной из главных в библиографии Мирослава Вольфа (родился в 1956 году) – современного американского богослова хорватского происхождения, преподающего в Йельском университете и возглавляющего здесь Центр веры и культуры. Среди других его работ – «Исключение и объятие» (Exclusion and Embrace, 1996), принесшая ему премию Громайера и включенная в список ста наиболее важных религиозных книг двадцатого века; «Аллах: христианский ответ» (Allah: A Christian Response, 2011), в которой он обсуждает вопросы исламско-христианского диалога, чему во многом посвящена деятельность и его Центра в Йеле; «Публичная вера: о том, как последователи Христа должны служить общему благу» (A Public Faith: On How Followers of Christ Should Serve the Common Good,  2011) и другие. Спектр богословских интересов Мирослава Вольфа, таким образом, широк. Рецензируемая книга охватывает лишь часть этого спектра и посвящена экклезиологии.[1]

Она издана на основе хабилитационной диссертации, написанной Вольфом в Тюбингенском университете под научным руководством Юргена Мольтманна. Мольтманн был также руководителем первой докторской диссертации Вольфа, тоже в Тюбингене. Поэтому неслучайно в книге Вольфа достаточно отчетливо слышны богословские мотивы Мольтманна. Фундаментом экклезиологии самого Мольтманна была триадология. В рамках триадологических парадигм рассматривает Церковь и Вольф.

Как Мольтманн в своих богословских построениях выходил далеко за рамки собственной кальвинистской системы и вступал в активное взаимодействие с другими богословскими традициями, в том числе православной[2], так и Вольф формулирует свои экклезиологические взгляды в диалоге с православной и католической[3] традициями. Значительная часть  его книги посвящена анализу взглядов на Церковь двух крупнейших фигур современного богословия: митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) и ныне уже бывшего папы Бенедикта XVI. Вольф считает этих двух богословов репрезентативными для своих традиций. С этим тезисом можно поспорить. Действительно, в своих традициях они наиболее известные богословы, но вряд ли их можно помещать на срединный путь соответственно православной и католической традиций. Они скорее идут каждый своим путем. Бывший папа Бенедикт является сторонником консервативной редукции и так односторонней самой по себе экклезиологии общения, а митрополит Иоанн сконструировал авторскую экклезиологию из компонентов персонализма в стиле Хериберта Мюлена и евхаристической экклезиологии протоиерея Николая Афанасьева. Впрочем, в анализе взглядов и бывшего папы Бенедикта, и митрополита Иоанна Вольф весьма проницателен и критичен. Он составил один из лучших аналитических обзоров этих двух экклезиологий.

Помимо двух упомянутых конфессиональных экклезиологий, Вольф опирается на экуменическое богословие. Для него «переоценка роли и деятельности церкви сегодня имеет смысл только в качестве экуменического проекта» (с. 14). Также он в своих построениях опирается на богословие миссии(с. xvii) и социологию (с. xviii). По его диагнозу: «Церкви в современном обществе, с точки зрения социологии, представляют собой разного рода религиозные учреждения, специализирующиеся на удовлетворении духовных потребностей различных социо-культурных групп. Все сказанное относится в равной степени к более крупным универсальным церковным общинам и к отдельным поместным церквям, существующим в рамках этих сообществ» (с. 8).

Собственный экклезиологический проект Вольфа заключается в том, чтобы сформулировать некоторую систему взглядов на Церковь, которая бы выражала традицию так называемых «свободных церквей» и была бы ими принята. «Свободные церкви» – это объединения с преимущественно горизонтальными взаимоотношениями и слабо выраженными вертикальными иерархией и административными структурами. Вольф сам принадлежит этой традиции и его проект не носит характер богословской абстракции, но имеет вполне практическое применение.

Вольф пытается сконструировать не моно-экклезиологию, но многообразие церковных моделей (с. 18), которые он рассматривает с точки зрения постмодернистской перспективы (с. 20). Он старается избежать двух крайностей: с одной стороны, «экклезиального индивидуализма», а с другой, «отжившего иерархического холизма» (с. xv). Решение этой дилеммы Вольф находит в категории поместной церкви (с. 23). Данная категория является ключевой в его экклезиологическом проекте. Церковь, которая сфокусирована на общине, избегает поляризации между клиром и мирянами, и клир в ней не доминирует над мирянами: «Жизнь и устройство церкви не могут быть сосредоточены вокруг епископа. Церковное сообщество носит не моноцентрично-биполярный, а, по сути своей, полицентричный характер» (c. 282). Такая церковная модель ближе к образу существования Святой Троицы, чем любая иная модель, в том числе предложенные Рацингером и Зизиуласом (с. 273). В то же время, Вольф не отвергает церковной институциональности: «Спасение тоже имеет свою общественную сторону. Следовательно, человек может стать и оставаться христианином только благодаря официально установленным действиям, исповедуя Христа Господом и Спасителем, принимая крещение во имя триединого Бога и евхаристию как общение с триединым Богом и друг с другом. Общественный характер спасения предполагает существование церкви как общественного института» (с. 296-297).

В результате, Вольф выводит экклезиологическую формулу для «свободных церквей»: «Каждая община, которая собирается вокруг Иисуса Христа, Господа и Спасителя, публично исповедуя веру в него множеством способов, в том числе в крещении и Вечере Господней, и которая открыта навстречу другим церквям и всем людям, может считаться церковью в полном смысле этого слова, поскольку Христос обещал пребывать в ней Духом своим как прообраз собрания всего Божьего народа в эсхатологическом Божьем царстве» (с. 196).



[1] См. David Eric Grosser, “Trinity, Personhood, and Community the Ecclesiological Vision of Miroslav Volf,” (Gordon-Conwell Theological Seminary, 2001).

[2] См. диссертацию греческого исследователя Антония Киреопулоса: Antonios Steve Kireopoulos, “The Dialogue with Orthodox Theology in the Ecclesiology of Juergen Moltmann: Trinitarian Theology and Pneumatology as the Twin Pillars of Ecclesiology,” ProQuest Dissertations and Theses, (Fordham University, 2003).

[3] Весьма примечательно, что часть своей книги Вольф писал в библиотеке доминиканского центра Saulcoir, который является местом зарождения знаменитого Nouvelle Théologie, радикально повлиявшего на католическую экклезиологию XX века.

Теги: