В Украине есть своя православная церковь, пребывающая в единстве со Вселенским православием, отметил отец Георгий.

 

На сайте "Главред" состоялся чат с главой Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиереем Георгием Коваленко. Общаясь с читателями, он подвел итоги празднования 1025-летия Крещения Руси, рассказал, что нужно для достижения единства украинского православия, и что борьба за власть в УПЦ МП "существует только в воображении политизированных СМИ и околоцерковных псевдоаналитиков", подчеркнул, что УПЦ является самостоятельной и независимой в управлении, а также объяснил ситуацию с молебном по пропускам на Владимирской горке 27 июля.

Представляем стенограмму чата с отцом Георгием.

Malinius: Добрый день, отец Георгий. Поздравляем с праздником 1025-летия крещения Руси! Хотел бы задать короткий вопрос: почему на нашем сайте "Православие в Украине" нет материалов, новостей, посланий, проповедей и т.п. Святейшего Патриарха Кирилла в связи с празднованием? Заранее спасибо за развернутый и прямой ответ. Дмитрий. Киев.

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Все слова, новости, послания и проповеди святейшего патриарха Кирилла есть на другом сайте, который специально к юбилею сделал тот же коллектив – 1025.church.ua. Также все эти материалы есть и на Патриархия.Ру и специальной ленте на официальном сайте УПЦ. "Православие в Украине" также публиковало и публикует слова и послания (например, проповеди Святейшего или послание святейшего патриарха и Священного Синода РПЦ по случаю 1025-летия), но, учитывая формат, не в том объеме как официальные церковные ресурсы.

Сергій Клімович: Вітаю. Чи можете ви коротко розповісти, яким чином побудована робота УПЦ з соціальними мережами (СМ)? Скільки людей, крім вас, цим займаються? Якій СМ церква надає перевагу? Як звати найпопулярнішу особу вашої структури в СМ? З якою ціллю церква взагалі має бути присутня в блогосфері і соціальних мережах?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Штат Синодального інформаційно-просвітницького відділу УПЦ, у порівнянні з кількістю інформаційних проектів різних форматів, дуже невеликий, і всі ми багатостаночники, або універсальні журналісти. І соціальні мережі – це частина нашої роботи (просвітницької діяльності) і простір нашого спілкування між собою, а також зі знайомими та незнайомими людьми. УПЦ має свої представництва і у Facebook, і у Twitter, і у YouTube. Більшість із нас також представлена в соцмережах. Але головний принцип – бути собою і не забувати про місіонерське покликання навіть у віртуальній реальності, яка має бути лише продовженням реального життя. Для Церкви засоби масової інформації і комунікації – це зона місіонерської відповідальності та можливість у спілкуванні реалізувати принцип соборності Церкви.

polit_ua: Що ви думаєте про ідею "руського миру", і наскільки активно, по-вашому, сьогодні вона насаджується в Україні?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Будь-яка ідея дає можливість замислитися, проаналізувати і зробити власні висновки. В мене є власна, наша київська концепція "руського світу". Я пам'ятаю, що Русь була Київською, що ми живемо у місті, що називається "матір'ю міст руських". Я пишаюся, що Русь приймала хрещення в нашому "руському Йордані", а Києво-Печерська Лавра є колискою руського чернецтва. Тому, перш ніж відкидати якусь концепцію, треба замислитися, а чи не зрікаюся я першородства...

Rubik: Сегодня стихли или просто переведены в тень разговоры о борьбе за власть в верхушке УПЦ. Что на самом деле происходит? Как на ваш взгляд, будет решаться вопрос с преемником митрополита Владимира?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: "Борьба за власть в верхушке УПЦ", как и многие другие информационные бури, существует только в воображении заполитизированных СМИ или околоцерковных псевдоаналитиков. В УПЦ есть предстоятель – блаженнейший митрополит Владимир. Его служение пожизненное, согласно Уставу об управлении УПЦ. И пока первосвятитель жив и полон сил для служения, говорить о его преемнике, как минимум, неэтично.

nat_: Объединятся ли когда-нибудь и на каких условиях УПЦ и УПЦ КП?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Господь заповедовал своим ученикам единство и любовь друг ко другу. Это и есть условия единства церкви. К сожалению, в начале 90-х в нашу церковь проникла политика, действие которой, при непосредственном участии руководства страны, и привело к расколу. Поэтому, чтобы уврачевать раскол и восстановить единство украинского православия, вначале необходимо изгнать из сердец и умов дух разделения, дух ненависти, дух политики. И тогда Господь укажет пути к единству. Я не верю в переговоры и дипломатию, я верю, что то, что невозможно людям, возможно Богу. Пусть будет Его святая воля.

Liubopytnyj: Как УПЦ относится к учению Рерихов и Блаватской?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Учение Рериха и Блаватской не имеет никакого отношения к православной вере. Насколько я понимаю, это эзотерика. И с православной точки зрения, это – ересь.

Liubopytnyj: Как Русская православная церковь и патриарх Кирилл восприняли столь теплое приветствие предстоятелей УПЦ МП и УПЦ КП в День крещения Киевской Руси? Насколько сильно РПЦ вмешивается в дела УПЦ?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Я не слышал о какой-нибудь реакции. А что касается отношений РПЦ и УПЦ, то Украинская православная церковь является самостоятельной и независимой в управлении частью Русской православной церкви. Этот статус принят и одобрен всей полнотой нашей церкви.

Vadim_Flyagin: Отец Георгий, часто можно услышать упреки в адрес священнослужителей, что они берут деньги за требы. В том числе, и в данном чате прозвучал такой упрек. При этом я не уверен, что все те, кто упрекают, жертвуют Церкви хотя бы одну десятую часть своих доходов. Как Вы думаете, желательно ли, чтобы миряне жертвовали Церкви одну десятую часть своих доходов? Тогда, возможно, священнослужителям не приходилось бы брать деньги за требы, и подобных упреков не звучало бы.

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Пожертвование – дело добровольное, а не церковный налог. Поэтому, я всегда вспоминаю слова моей прабабушки: "Дають – бери, б'ють – тікай", а также одно из любимых выражений блаженнейшего митрополита Владимира: "Нічого не просити і ні від чого не відмовлятися". А, что касается десятины, то ее действительно можно отделять от своих доходов и направлять на добрые дела, в т.ч. и на пожертвования на храм или священнослужителю, который совершает по Вашей просьбе какую-то требу. Ведь священник не получает зарплаты от государства, а живет на пожертвования прихожан и своим трудом. Абсолютное большинство духовенства служит в селах, где храмы открываются, а школы и больницы закрываются. Традиционно у священника большая семья и много детей. И основной доход семьи такого священника не пожертвование за требу, а собственное приусадебное хозяйство. Просто посмотрите на руки сельских батюшек и вы все поймете.

krig32: Чем закончилась история с похищением монашек Лавры? Что, все-таки, там произошло на самом деле?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: История не закончилась. Идет следствие, о результатах которого нам, как и вам, пока ничего не известно. Что там произошло на самом деле, мы не знаем, потому что у церкви нет собственных спецслужб или следственных органов. Поэтому лично я предпочитаю (и вам советую) не читать псевдорасследования псевдожурналистов, а подождать официальной версии от официальных государственных органов. Сплетни и слухи – это питательная среда для козней отца лжи диавола. А наше око (взгляд на жизнь) должно быть чистым, чтобы чистым было и тело наше, и душа наша.

Vopros: Как вы можете прокомментировать, что крестный ход УПЦ Киевского патриархата собрал в десятки раз больше верующих, чем крестный ход УПЦ? Ваши наблюдения, теряет ли с годами Московский патриархат прихожан?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Украинская православная церковь крестного хода не проводила. Был молебен на Владимирской горке, как часть государственно-церковных мероприятий, в котором приняли участие наряду с предстоятелями и представителями всех поместных церквей, еще и четыре президента и несколько официальных делегаций из дружественных стран, безопасность которых обеспечивало государство. Церковь не была организатором этого мероприятия и, когда мы узнали, что у людей, желающих на него попасть, могут возникнуть проблемы с проходом на событие, мы честно об этом предупредили и пригласили верующих на церковные мероприятия в Лавру. И как результат, на литургии 28 июля на площади перед Успенским собором Лавры молилось пять тысяч человек, ко Кресту апостола Андрея Первозванного приложилось 50 тысяч человек, а всего за два дня праздников Лавру посетило 300 тысяч человек. Неужели у кого-то было "десятки раз больше"?

Lidia: Отец Георгий, какие впечатления у Вас остались от празднования 1025-летия Крещения Руси? Что считаете основными итогами этого события, чем, прежде всего, оно отличалось от предыдущих празднований?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: У меня осталось ощущение исторического события, значение которого мы сможем оценить не сразу и не благодаря некоторым заангажированным на политику, конфликт или развлечение СМИ. Впервые в истории в Киеве собрались 9 из 15 предстоятелей поместных православных церквей, а наша Украинская православная церковь вновь имела возможность говорить настроенным на слушание людям о вере православной, о культуре христианской, об истории святости нашего народа. Это была еще одна миссионерская возможность для нас. А как мы ее использовали, покажет время. Ведь мы только сейчас начинаем осознавать, что же произошло в 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси.

Наталія Зінченко: Отче Георгіє, чому у бібліотеках УПЦ МП відсутні українські видання, а у храмах розповсюджуються газети, у яких карикатурно змальовується опозиція? Змість того, щоб думати про спасіння душі, парафіяни нерідко тільки і говорять про те, що у Росії віра "правильна", а в Україні не така як треба.

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Ситуація з видавництвом книг в УПЦ така сама як і в нашій державі. Видавництво – не найпотужніша галузь економіки нашої держави з різних причин. Але саме до 1025-річчя Хрещення Київської Русі нашою церквою з благословення Блаженнішого митрополита Володимира було видано богослужбове Євангеліє українською мовою, перекладено на українську і видано одну з найкращих збірок біблійних оповідань для тих, хто вивчає в школі "Християнську етику", вийшла наукова збірка україномовних житій святого князя Володимира. І це лише частина нашої видавничої діяльності.

А от щодо газет із політичним забарвленням, то їм не місце у храмах. З благословення Священного Синоду інформаційно-просвітницький відділ, що я очолюю, зробив перелік ЗМІ, рекомендованих для розповсюдження в усіх храмах і монастирях УПЦ. Єпархіальні газети мають благословення правлячого архієрея. Всім іншим виданням, а особливо заполітизованим, не місце в храмах, де мають говорити і люди бажають чути про Бога, про Євангеліє, про святих і християнскі чесноти.

Kateryna Ziborova: Ваше Высокопреподобие, как посоветуете парировать различного рода нападки на священноначалие, в частности, о визите и пребывании патриарха Кирилла, если аргументы не в его пользу? Или если глубже, как побороть в самом себе смуту?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Рекомендую почитать и послушать прямую речь святейшего патриарха Кирилла и по ней судить, а не по комментариям в нецерковных заполитизированных СМИ. Понять церковь и ее иерархов можно лишь сквозь призму Евангелия, а не при помощи политических аналитиков и комментаторов.

Solo: Вхід на молебень на Володимирській гірці за спецпропусками – чи не абсурд і чи не занадто це, по-вашому? Можливо, УПЦ МП варто бути ближчими до людей? Прокоментуйте це, будь ласка.

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Молебень на Володимирській гірці – це державно-церковна подія. І тут є свої правила. І коли ми зрозуміли, що в людей можуть виникнути проблеми, то попросили для своїх парафіян перепустки, а всіх інших чесно попередили про можливі проблеми. І всіх запросили на нашу церковну подію – на богослужіння в Лаврі і до хреста апостола Андрія Первозваного. І в нас на літургії молилося 5 тисяч вірян, до мощей змогли підійти 50 тисяч вірян, а загалом Лавру за два дні відвідало 300 тисяч людей. І ми самі ходили між цими людьми.

Solo: Поясніть, будь ласка, навіщо було заради однієї людини – Кирила – перекривати половину київського залізничного вокзалу, завдаючи незручностей величезній кількості людей?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Наскільки мені відомо, було перекрито тільки першу платформу, куди прибув потяг із великою християнською святинею – хрестом апостола Андрія Первозваного, а також з офіційними делегаціями усіх помісних православних церков світу. Мені здалося, що державна служба охорони забезпечила не тільки безпеку заходу, але й організувала все так, щоб не заважати киянам і гостям в цей час (п'ятниця вечір) діставатися до вокзалу і своїх поїздів.

Odessit: Как МП относится к сотрудничеству со спецслужбами?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: К сотрудничеству со спецслужбами я отношусь так же, как и к этой веб-конференции. Я ведь Вас не знаю, но отвечаю на Ваши вопросы. :)

Odessit: Какая судьба ждёт Агафангела в Одессе? Пора на отдых?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Каждый архиерей нашей церкви, согласно уставу, по достижении 75 лет подает прошение Священному Синоду, и Священный Синод определяет, как долго еще иерарх будет нести свое служение церкви и в каком статусе. Из церкви на пенсию не уходят и, даже на покое, архиерей – это священнослужитель церкви.

Solomon: Жены, которые не верны мужьям, оправданы перед Богом?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Заповедь "Не прелюбодействуй" одинакова для всех – и для мужчин, и для женщин.

Solomon: Терпимы ли Вы к инакомыслящим?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Христианин призван к любви не только к единоверным братьям, но даже к врагам. А одно из проявлений любви – это общение. Поэтому, диалог, в том числе с инакомыслящими, неотъемлемая часть жизни и служения христианина.

Solomon: Каким песням Вы симпатизируете и какую музыку предпочитаете?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Я с детства слушал рок-музыку 60-70-х и русский рок 70-80-х. Сейчас, когда стою в пробках или еду к родителям, слушаю то же, что слушал тогда, и то, что те же исполнители играют сегодня.

Solomon: Беседовали ли Вы когда-либо с Богом?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: В моей жизни были моменты, когда я точно ощущал, что Господь слышит наши молитвы и ведет нас по жизни.

Solomon: Следует ли порицать историю Крещения Руси с её многочисленными жертвами в прошлом?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Крещение Руси принесло не жертвы, а веру, Церковь, культуру, образование, право, архитектуру и многое другое, которое мы сегодня воспринимаем как должное.

Solomon: Сколько времени Вы священнослужитель?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Скоро 19 лет.

Solomon: Трудно ли иметь терпение на фоне технологических соблазнов?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Нужно уметь поститься, в т.ч. и информационно, и технологически, и потребительски.

Solomon: Могли бы Вы прокомментировать идею воцарения антихриста и видите ли Вы ее на современной лицедейской арене?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Антихрист воцаряется там, где человек отворачивается от Бога, забывает и не исполняет Божьих Заповедей. Это применимо и к каждому человеку, и к обществу в целом.

Solomon: Из чего состоит Ваш рацион питания?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Рассказывать долго, т.к. у меня прекрасно готовит супруга, и ужин – это чуть ли не единая возможность для семьи собраться вместе. Но этот рацион учитывает постные дни, и многодневные посты, и праздничные блюда главных церковных праздников.

Solomon: Как Вы относитесь к идее чипирования людей?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Негативно. Мне бы не хотелось быть киборгом.

Solomon: Как Вы считаете, следует ли защищать гомосексуалистов священников, и какова объективная картина среди православных братьев?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Гомосексуализм – это мерзость пред Богом. Это противоестественно и всеми традиционными религиями считается грехом. А грехи нужно не защищать, с грехами нужно бороться. При этом нам, представителям большинства не стоит забывать, что апостол Павел говорит: "Не обольщайтесь, ни прелюбодеи, ни мужеложники (гомосексуалисты), ни пьяницы, ни злоречивые (сквернословы), ни мздоимцы (корупционеры)... Царства Божьего не наследует". Так, что как всегда актуальны слова Спасителя о том, что прежде стоит вынуть бревно из собственного глаза...

Solomon: Сильная ли у Вас вера?

 

Протоиерей Георгий Коваленко: Верую, Господи, помоги моему неверию! Это – цитата.

Odessit: Я атеист. Но хотел бы, чтобы в Украине была своя украинская православная церковь, независимая от Москвы. Все беды в Украине исходят именно из Москвы. Мы должны оторваться как можно быстрее от Московского патриархата, который тесно сотрудничает с ФСБ РФ. Вы согласны со мной? Иначе мы будем в вечном болоте с Москвой.

Протоиерей Георгий Коваленко: А я верующий. И считаю, что в Украине есть своя Украинская православная церковь, которая пребывает в единстве со Вселенским Православием. И это засвидетельствовали торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. И меня вполне устраивает нынешний статус нашей Церкви.

Glavred.info

Теги: