Я, как и многие жители России, пристально слежу за последними событиями в Украине. Практически, всю последнюю неделю мы следим за перипетиями событий в Киеве и Львове, Луганске и Тернополе, других городах незалежной. Оставлю за скобками политические аспекты происходящего, думаю, анализ этой части происходящего прекрасно сделают политологи и экономисты, остановлюсь на участии Церкви в происходящем.

Пока были заявления православных братьев, греко-католиков, евангельских верующих, считал некорректным давать публичную оценку ситуации, но сделала заявление Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины, и тут, уж как говорится, «Сам Бог велел». Для меня, как человека религиозного, конечно, в первую очередь, важно то, как повела себя Церковь, ее заявления и действия. Что сразу бросилось в глаза (по сравнению с аналогичными ситуациями в России), так это отсутствие разделения Церковью людей на «своих» и «бунтовщиков». Все религиозные лидеры призывают к взвешенности в оценках и ответственному поведению представителей государства и протестующих, и эти обращения направлены не в «одну сторону», а к обеим сторонам. Церковь не разделяет паству на тех кто «за» или «против», для нее и те, и другие – свои, родные. Никто не выступает с осуждением участия в протестах, что как раз нормальная позиция, т.к. протест – событие политическое, а не религиозное.

Особенно впечатлило поведение простых священнослужителей, которые открыли двери своих храмов, приняли людей, как могли разместили их, накормили, помогли. Все СМИ заполнены фотографиями спящих вповалку в храме людях с площадей, нисколько не помешавших провести службы. Достойное и мужественное поведение продемонстрировали практически все церковные лидеры.

Оказалось, что Церковь может просто поддерживать людей, принимать их, помогать им, не интересуясь тем, на чьей стороне они выступают. Что Церковь может быть совершенно свободной от политических симпатий и антипатий. Что главное для Церкви – это человек, конкретный человек, а не государство, министерство или администрация и отношения с ними. И главное, мы увидели, что это никого в Украине не удивило, что это для нее норма. Никто не восторгался мужественным поведением Церкви, не оценивал отсутствие верноподданнических заявлений ее иерархов как демарш. Все нормально, просто так и должно быть.

Вот это, конечно, самое главное – свобода Церкви как норма поведения. Чтоб равное отношение к людям разных убеждений никого не удивляло. И никто не ждал от Церкви осуждения за ту или иную политическую позицию.

Мы, в России, как-то привыкли к другим примерам (конечно, тут решающую роль играет массированная государственная пропаганда), когда выход на митинг объявляется грехом, независимая позиция священника вызывает критику. Хорошо бы нам вспомнить и другие истории. Например, получивший власть в Чили генерал Пиночет очень хотел дружить с Римским Папой и очень на эту дружбу рассчитывал. Как же, правый, консерватор, католик, что могло бы помешать? Но Папа от такой дружбы отказался, а Римский Престол начал сразу после прихода к власти Пиночета помогать гражданским организациям и независимым журналистам Чили. Польская «Солидарность» так же состоялась во многом при поддержке Церкви, а состоявшись, освободила Польшу от коммунизма и помогла освободить от него всю Восточную Европу. Вот такие примеры и оценки пришли в голову по наблюдениям за украинскими событиями.

Risu.org.ua

Теги: