С началом военных действий на Востоке Украины 14 высших учебных заведений, которые размещались на территории, подконтрольной "ДНР" и "ЛНР", были эвакуированы. А вот средние школы продолжают функционировать. Украина просто лишена возможности перенести на подконтрольную ей территорию деятельность всех школ: такое переселение было бы связано с целым комплексом проблем, решить которые в условиях имеющейся ресурсной базы в государстве не представляется возможным. Поэтому следует принять как факт работу сети школ на территориях "народных республик". 


Конечно, эта сеть функционирует не на "довоенном" уровне: по информации Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), с началом военных действий 50 тыс. детей в регионе потеряли возможность получать образование. И к тому же многие школы из-за частичного или полного разрушения стали непригодными для обучения. Часть школ закрыта по соображениям безопасности, так как находится в зоне обстрела.

Сколько школ находится на подконтрольных боевикам территориях? Учитывая отсутствие объективных источников, приходится ссылаться на слова министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, который в интервью "Известиям" приводит такие цифры: в "Луганской Народной Республике" работает 336 общеобразовательных учреждений, в которых учатся 25872 ребенка, в "Донецкой Народной Республике" работают 534 школы, где учатся 146 969 детей. 

30 августа 2014 г. руководитель образовательного ведомства "ДНР" издал "Приказ №1", в соответствии с которым департамент образования и науки Донецкой областной государственной администрации со всем имуществом передан "Министерству образования и науки ДНР". Далее в обеих "республиках" была выдана серия распоряжений, которыми педагогов обязывали начать работу, угрожая несогласным увольнениями и даже арестами. Но, чтобы школы работали, их необходимо централизованно финансировать из государственного или местных бюджетов. Поскольку ни того, ни другого у террористов не было, а приказами и распоряжениями проблемы не решаются, педагоги быстро убедились: работать учителем в "ДНР" и "ЛНР" — это работать без зарплаты. Конечно, официально зарплату никто не отменял, но выдают ее так нерегулярно, что она превращается в эпизодичные выплаты, суммы которых определяют сами боевики. Так же не финансируется "республиками" и закупка необходимых учебников и методической литературы. 

Что же касается содержательного наполнения среднего образования на территориях, подконтрольных сепаратистам, то оно концептуализируется в соответствии с основами "Конституции ДНР": "восстановление единого культурно-цивилизационного пространства Русского Мира на основе его традиционных религиозных, социальных, культурных и моральных ценностей, с перспективой вхождения в состав Большой России как ореола территорий Русского Мира". 

Средство для достижения этой цели — тотальное переведении всего образования на российские стандарты, которые в течение многих лет правления нынешнего президента РФ выступают надежными "пресс-формами" для "серийного" производства лояльных к Кремлю подданных. 

В течение определенного времени функционерам "народных республик" казалось, что русифицировать обучение в средних школах чрезвычайно легко. "Луганские школьники не должны учиться по учебникам, в которых главными героями истории являются бандеры и шухевичи", — было заявлено на совещании в "Министерстве образования и науки ЛНР".

Но оказалось, не все так просто. Разрушить украинскую систему образования, конечно, не проблема, но тогда на подконтрольных "ДНР" и "ЛНР" территориях не было бы вообще никакого образования. По этой причине образовательная политика "Новороссии" вынуждено стала более реалистичной: педагогам разрешено, преподавая естественные и гуманитарные дисциплины, там, где они не связаны с украинской патриотичной идеологией, ориентироваться на разработанные МОН Украины программы и Типовые учебные планы. В учебном процессе продолжают использоваться украинские учебники.

Но ориентация на "ценности Русского Мира" остается неизменной. Так, "министры образования ЛНР и ДНР" Леся Лаптева и Игорь Костенок заявили, что в январе 2015-го начинается переход на российские стандарты образования, вместо 12-балльной вводится 5-балльная система оценивания, и будет осуществляться обязательная переподготовка всех учителей. 

Русифицируется не только содержательный контент, но и языковой режим работы образовательных заведений: оба министерств образования "республик" издали приказы, которые обязывают "организовать преподавание, обучение и воспитание в учреждениях образования всех уровней, типов и форм собственности на русском языке".

Но этот "переход", который будет нуждаться в полной замене всех учебных программ по всем дисциплинам, всего методического обеспечения, всех учебников, даже его инициаторы воспринимают больше как риторическую декларацию, чем как разработанный план конкретных действий. ДНР-овский "министр" И.Костенок вынужден сознаться, что на сегодняшний день средние школы "ДНР" обеспечены российскими учебниками менее чем на 1%. И даже регулярные доставки т.н. "гуманитарными конвоями" российской учебной и методической литературы ситуации не решают: "На сегодняшний день мы получили более 2,2 тыс. учебников, а требуется 2,2 мил. штук. То есть у нас есть примерно 0,1% от необходимого количества. Но литература продолжает поступать". Продолжая надеяться на "братскую помощь" России, И.Костенок вместе с тем заявляет, что украинские учебники не будут тотально изъяты: "Учебно-методологический совет при Минобрнауки ДНР" будет проверять содержание имеющихся в "республике" украинских учебников на предмет их соответствия новым требованиям (вероятно, как и в незабываемые сталинские времена, из книг просто будут вырываться страницы с "идеологически вредным материалом"). 

Особое внимание функционеры образовательных ведомств сепаратистов обращают на предметно-содержательный контент учебного процесса. Общее направление здесь тоже неизменное — русификация. Террористы даже не считают нужным эту тенденцию как-то маскировать: "В свое время мы переучивались с русского языка на украинский, а теперь нам предстоит та же задача, но с точностью до наоборот", — заявляет И.Костенок в интервью ресурсу "Ритмы Евразии". Украинский язык на контролируемой сепаратистами территории прямо еще не запрещается, но и в школьной практике, и в образовательных документах "народных республик" все время подчеркиваются социальная приоритетность русского языка и несравненно ниже, по сравнению с ним, статус украинского. 

В документе образовательного ведомства "ДНР" под названием "Рабочие учебные планы на 2014–2015 учебный год" увеличение количества часов на преподавание русского языка декларируется едва ли не в каждом пункте (в зависимости от типа школ, "русский язык" получает от одной до трех с половиной дополнительных часов еженедельно). В еще оставшихся немногочисленных украинских школах введено обязательное изучение русского языка. Как подчеркивается в "Зверненні донецьких учителів до українського народу", уже само преподавание или использование в школе украинского языка воспринимается "ДНР"-овцами как провокация. 

Ситуация с украинским языком в "ЛНР" еще хуже: в украинских по статусу школах Луганска язык Шевченко и Франко разрешено изучать только в течение одного урока в неделю, и к тому же называется этот предмет теперь "иностранный язык". 

Как уже подчеркивалось, надо четко понимать: речь идет не только о самом языке, а о системном уничтожении в дискурсе школьного образования всех "маркеров" украиноведения. В школьных программах "ЛНР" с 1 января 2015 г. полностью изъят курс истории Украины (Л. Лаптевой не по душе, что он "сильно пропитан национализмом"), который будет заменен предметом "История Отечества" — очевидно, российского, с определенной луганской "спецификой". В школах "ДНР" украинская история формально еще не запрещена, но методические рекомендации "Минобразования" настойчиво советуют учителям заменить ее "вторым базовым курсом". Вместо географии Украины в той же "ДНР" введен предмет "География родного края", из курса правоведения изъято упоминания о Конституции Украины и другие законы, предмет "Я і Україна" (4 кл.) должен быть заменен курсами "Природоведение" и "Обществоведение", из курса "Я у світі" (3 кл.) приказано убрать все украиноведческие аспекты, заменив их "материалом курса "Донеччиноведение". Из курса украинской литературы должны быть изъяты стрелецкие песни, драма Леси Украинки "Бояриня", стихотворение В. Сосюры "Любіть Україну!", стихи В.Голобородько "Наша мова" и "Ми йдемо" — перечень можно продолжать и продолжать. Хотя теперь, учитывая задекларированный переход к российским стандартам, вообще не понятно, как будет изучаться украинская литература, поскольку этого предмета как отдельной дисциплины в российских образовательных стандартах просто не существует.

Образовавшийся таким образом идеологический вакуум заполняется препарированным по московским образцам "православием", введению которого в образовательное пространство "народные республики" приделяют особое внимание. "Конституция ДНР" (ст.9) провозглашает: "Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) признаются и уважаются, в том числе, как системообразующие столпы Русского Мира".  

Различные варианты курсов наподобие "Основы православной культуры" апробируются на школьниках и студентах как своеобразный заменитель пока что окончательно не сформированной в "ЛНР" и "ДНР" государственной идеологии. Показательный факт: несмотря на то, что соответствующее структурное подразделение "Правительства ЛНР" носит название "Министерство образования, науки и культуры", в Луганской средней школе №16, например, ученикам выдавали табеля успешности с надписью "Министерство образования, науки и религии ДНР".

По прямому приказу сепаратистского руководства, в школах проводятся "уроки мужества". Фактически — это политинформации, на которых учеников призывают быть лояльными к России и Путину. Но проводить их обычно поручают не учителям, а боевикам или шовинистически настроенным священникам. 

В образовательный процесс школ "ДНР" введен предмет "Защита Отечества". Как подчеркивает "Отдел образования Енакиевского городского совета", именно он "в условиях сложившейся ситуации в Донбассе" призван сыграть "ведущую роль в выстраивании системы ценностей подрастающего молодого поколения". Глава "ДНР" Александр Захарченко заявил, что такие уроки должны вести раненые боевики. Но тогда уже они будут не пришлыми гостями на "уроках мужества", а полноправными членами педагогических коллективов. Возможно, именно на этих "политруков" и возлагается задача привести школы к полной лояльности "ДНР". Посчастливится ли террористам ее реализовать? Сейчас трудно давать какие-то прогнозы. Что же касается будущего школьников, то оно так же целиком зависит от того, будет ли образование региона погружено в стагнационное болото "Русского мира", или же для него откроется перспектива вместе со всем украинским образованием интегрироваться в европейский цивилизационное, а следовательно, — и образовательное пространство.

Gazeta.zn.ua

Теги: