Еще из истории семей. Пару лет назад к одному «опытному духовнику» обратилась женщина православная. Ее муж не мог терпеть по 2 месяца каждую весну, а у нее самой были проблемы с желудком и нужно было молоко пить. Духовник этот ответил ей: «Давай, если хочешь в ад попасть». Но это еще что! В свое время, еще доперестроечное, к нему же обращалась знакомая моей мамы по поводу мужа и моя прабабушка по поводу молока. Все разрешил (почему я, каюсь, ее к нему и послал). Прочитал просто в ЖЖ отзыв на «Уйти…» Мол, в советское время духовенство таким не было. Не совсем соглашусь. Было, но меньше. А причина? Думаю, их две. Не было духовной литературы. Если что и читали, то подпольные книги о. Александра Меня. Потом РПЦЗ завалила все прилавки своим зилотством. А вторая — уполномоченный. Посадить религиозного фанатика — это же премия, 14-я зарплата, звездочка и отдых в Европе по линии КГБ. А под такое дело можно еще и храм закрыть! Если свои такого «старца» раньше не «закроют», конечно. А они это тоже понимали. Потому водились такие чудеса в монастырях, которые можно было защищать их международной известностью. Потому-то если и советовали такое, то в частной беседе, особо духовным чадам.

До революции этим успешно занималась консистория. Это такое епархиальное управление было. Но секретарь его подчинялся и архиерею, и обер-прокурору Синода. Не Синоду, а именно обер-прокурору. от него же зависела его карьера. И был он не из духовенства, так что запретить его архиерей не мог. А еще это была слегка инквизиторская штука. Для клириков. Так что младостарец мог запросто получить обвинение в «пропаганде раскола» и попасть на допрос. Особенно, если бы он такое какой-нибудь графине посоветовал. И оно кому-то было надо? Нет.

А так. Ну говорил Патриарх что-то против младостарчества… Я вспоминаю семинарский конспект начала 60-х годов. Там такие слова патриарха Алексия Первого приведены: «Еще мой учитель, блаженной памяти Патриарх Сергий, говорил мне о категорической недопустимости ценников в церкви» (примерно). С тех пор это повторяли все патриархи РПЦ. А реальность? Кажется, когда наше, «патриархийное», духовенство говорит о «сергианстве» оно имеет в виду именно эту «ересь». Потому как воз и ныне там (если еще назад не отъехал).

Я это не к тому, что государство и уполномоченные спасут РПЦ! Нет. У нас и из-за них такой инфантилизм в борьбе с чем угодно. Я к тому, что пока священник не увидит, что кто-то показательно наказан, он бояться не будет. И будет делать. О. Андрей Кураев тут писал, что для него поворотным моментом были согнанные студенты. Так это еще можно оправдать хоть с позиции «цель оправдывает средства». Не очень красиво, конечно. Но можно. Для меня это была история с Боголюбово. И как она кончилась какими-то формальными перестановками и увещеваниями. Хотелось бы, чтобы духовенство было сознательным. Но «старец» может получать на порядок больше денег, чем обычный честный батек-труженик. Не все выдерживают…

Вogoslov-club.org.ua

Теги: