В Крыму не утихает новая волна обысков и задержаний крымских татар и мусульман. 12 февраля российские силовики ворвались в дома жителей ряда сел Нижнегорского, Бахчисарайского и Джанкойского районов. Кроме того, суд отправил на два месяца в СИЗО четверых крымчан, задержанных 11 февраля: Эмир-Усеина Куку, Энвера Бекирова, Муслима Алиева и Вадима Сирука.


В четверг, 11 февраля агенты ФСБ и представители других силовых ведомств провели в домах крымских татар и мусульман более десяти обысков и задержали 14 человек. Но утром следующего дня оказалось, что это не предел.

Как сообщил корреспонденту Крым.Реалии координатор Крымской контактной группы по правам человека Абдурешит Джеппаров, силовики обыскали дома крымских татар в селе Викторовка Бахчисарайского района, в селе Семенное Нижнегорского района, а также в селе Перепелкино Джанкойского района.

Задержание есть в Бахчисарайском районе, и мы не знаем, отпустили или нет. В Нижнегорском задержаний нет, а по Джанкойскому району мы мало что знаем Абдурешит Джеппаров


«Общее количество пока точно не известно, видимо обысков было немало. Причины пока не известны, мотивация тоже. Задержание есть в Бахчисарайском районе, и мы не знаем, отпустили или нет. В Нижнегорском задержаний нет, а по Джанкойскому району мы мало что знаем», – сказал Джеппаров.

Из подробностей произошедшего пока известно только то, что в селе Семенное обыск прошел у родителей Вадима Сирука, задержанного 11 февраля. А в селе Викторовка задержали местного жителя Эльдара Селямиева после того, как в его доме прошел обыск. Основания его задержания и его местонахождение в данный момент не известны.

В СИЗО за «Крым не наш»


По информации Меджлиса крымскотатарского народа, 11 февраля после массовых обысков были задержаны 14 человек. Из них впоследствии отпустили десятерых: Дамира Минадирова, Бахтияра Топузова и Шамиля Ильясова из Ялта, Рустема Османова, Наримана Мамединова, Рустема Ислямова, Арсена Халилова, отца и сына Московских и Муслима Мазманова из Бахчисарайского района. Четверых отпускать не стали и присвоили им статус подозреваемых в уголовном деле. Среди них член Контактной группы по правам человека из Ялты Эмир-Усеин Куку, житель Ялтинского района Энвер Бекиров, житель Алуштинского района Муслим Алиева и ялтинец Вадим Сирук.

По версии следствия, задержанные причастны к созданию ячейки организации «Хизб ут-Тахрир»​ на территории Ялты и Алушты Наталья Поклонская


Российский прокурор Крыма Наталья Поклонская заявила, что задержанные причастны к созданию ячейки организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России считается террористической и является запрещенной. По ее словам, их обвиняют по ч. 2 ст. 250.5 Уголовного кодекса России («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»).

«По версии следствия, один из членов партии «Хизб ут-Тахир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») организовал местную ячейку этой террористической организации, которая действовала на территории Ялты и Алушты. В настоящее время задержаны четверо лиц, причастных к противоправной деятельности. Проводятся следственно-оперативные мероприятия, направленные на выяснение всех обстоятельств преступления и лиц, его совершивших», – заявила Поклонская.

12 февраля Киевский районный суд избрал всем четверым меру пресечения в виде содержания под стражей до 8 апреля 2016 года. Адвокат Эмиль Курбединов, представляющий интересы задержанных, считает, что никаких законных оснований для ареста его подопечных не было.

«В законодательстве есть строгие основания. Например, предоставление конкретных фактических доказательств того, что эти люди могут каким-либо образом препятствовать следствию: влиять на свидетелей, совершать другие противоправные действия. Однако были лишь слова следствия и предположения, но доказательств никаких представлено не было», – сказал адвокат.

По словам Курбединова, следствие не привело никаких доказательств того, что имеющиеся подозрения в совершении преступления являются обоснованными.

Там какие-то тезисы о политике, о том, что Крым – это Украина. На этих основаниях они считают, что подозрения обоснованные Эмиль Курбединов


«Была представлена распечатка какой-то аудиозаписи. Там какие-то тезисы о политике, о том, что Крым – это Украина. На этих основаниях они считают, что подозрения обоснованные. И еще какую-то литературу нашли. Вот в принципе и все», – отметил Курбединов.

Адвокат напомнил, что по аналогичному делу в начале прошлого года арестовали четверых жителей Севастополя. Их также обвинили в причастности к организации «Хизб ут-Тахрир». По словам Курбединова, эти два уголовных дела никак не связаны между собой.

Акции устрашения и турецкий фактор


Координатор Крымской контактной группе по правам человека Абдурешит Джеппаров отрицает причастность задержанных к «Хизб ут-Тахрир». По его мнению, реальной целью российских силовиков является стремление запугать активных и инициативных граждан из числа крымских татар и мусульман.

Это репрессии в отношении крымских мусульман и крымских татар. Это меры устрашения и подавления Абдурешит Джеппаров


«Это репрессии в отношении крымских мусульман и крымских татар. Это меры устрашения и подавления», – считает он.

По словам Джеппарова, 11 февраля силовики задержали людей, которые пользуются авторитетом в местных громадах и являются активными их представителями. Наиболее известным из тех, кто был взят под стражу, является общественный активист из Ялты Эмир-Усеин Куку. Ранее его неоднократно задерживали и вызывали на допросы сотрудники ФСБ. Один из задержанных 11 февраля, Муслим Алиев, по словам Джеппарова, является художником, керамистом и скульптором, известным в профессиональной среде.

Обвинения в причастности задержанных к «Хизб ут-Тахрир» считает надуманными и директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. По его словам, после того, как Крым перешел под контроль России, эта организация фактически прекратила свое существование на полуострове.

«После российской оккупации Крыма наиболее яркие представители «Хизб ут-Тахрир», которые были известны публике, выехали из Крыма и теперь пребывают на территории Украины. А членства там как такового нет. Речь идет о широком круге людей, и речь идет скорее о среде, а не организации. Какая-то часть из них осталась в Крыму по тем или иным причинам», – сказал Семиволос.

Эксперт подчеркнул, что когда «Хизб ут-Тахрир» функционировала на территории Крыма, ее руководство заявляло о ненасильственных методах своей деятельности, и не было никаких оснований считать, что ее члены совершали что-либо противоправное.

Они просто видят во всех этих людях проводников турецких интересов Игорь Семиволос


По мнению Семиволоса, в России эта организация оказалась под запретом, поскольку власть этой страны пошла по пути ликвидации всех религиозных структур, которые им неподконтрольны.

«А в Крыму сейчас применяются превентивные меры. Я думаю, что они не в последнюю очередь связаны с теми ожиданиями, которые сейчас ощущаются в российском обществе – ощущения войны с Турцией. Они просто видят во всех этих людях проводников турецких интересов. Это классическое российское представление о крымских татарах и тюркских народах как об агентах влияния со стороны Турции», – сказал Семиволос.

Еще одной целью, которой, по мнению эксперта, придерживаются российские силовики, является запугивание крымских татар и мусульманского сообщества нелояльных к России и осуждающих ее действия на полуострове.

Кrymr.com

Теги: