В нынешнем году 1 сентября исполняется 15 лет со дня Архиерейской хиротонии Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана и, фактически, 15-летие самой епархии, объединяющей приходы Русской Православной Церкви в Приднестровье. Своими воспоминаниями о событиях пятнадцатилетней давности и делах сегодняшних поделился Владыка Юстиниан.

 "Я оказался епископом необустроенных приходов с малообразованным духовенством"— Ваше Высокопреосвященство! Становление Тираспольско-Дубоссарской епархии непосредственно связано с Вашим именем. С какими трудностями Вы столкнулись, и что пришлось преодолеть?

 — Разноплановых трудностей было достаточно много. Начну с того, что мой приезд сюда как епископа инициировало руководство Приднестровья, по мнению которого настало время, когда республике необходимы были свой епископ и своя собственная епархия. Поэтому прорабатывались различные варианты для решения этого актуального вопроса. В том числе, из Приднестровья в Киев посылались «ходоки». Однако, ввиду того, что Митрополит Владимир, Предстоятель канонической Православной Церкви Украины, понимал, что Приднестровье входит под юрисдикцию Митрополита Кишиневского и Молдавского Владимира и ПМР – территория Молдавской митрополии, положительного ответа он дать не мог.

К сожалению, все новое рождается с трудом, методом проб и ошибок. На «ходоков» вышли священнослужители из раскольничьей группировки Филарета (Денисенко). В начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь. Не очень разбираясь в церковных вопросах, руководство Приднестровья приняло их. В Дубоссары был прислан епископ Софроний, и в республике была создана небольшая, с несколькими приходами, епархия под юрисдикцией Филарета (Денисенко). Для верующих Приднестровья началось тяжелое время. Возникший раскол между духовенством привел к тому, что часть из них пошла за раскольниками, а часть осталась верна каноническому Православию, которое возглавлял Митрополит Кишиневский Владимир.

Поняв и осознав свою ошибку, руководство республики обратилось за помощью в Москву. Патриарх Алексий и Священный Синод приняли решение отправить меня в Приднестровье в качестве викария Митрополита Кишиневского с титулом епископа Дубоссарского. В заседании Синода принял участие и Митрополит Владимир. Таким образом, я приехал в ПМР с его согласия и ведома.

 — И как Вас приняла приднестровская земля?


 — Когда я прибыл сюда в сентябре 1995 года, оказалось, что руководство Приднестровья, в общем-то, посчитало, что свою миссию по подготовке деятельности епископа уже выполнило. А что будет дальше – это, видимо, его интересовало мало. Мои откровения могут удивить, однако было именно так: вновь назначенный епископ не имел в республике ни собора, ни канцелярии, ни жилья. Из-за отсутствия машины каждая поездка в Кишинев была сопряжены с определенными трудностями. Мне с двумя помощниками, прибывшими со мной, пришлось ютиться в семье многодетного священнослужителя Покровской церкви.

Меня выручил визит к Григорию Степановичу Маракуце, который в то время был Председателем Верховного Совета ПМР. Выслушав рассказ о том, что мне негде жить, он предложил мне поселиться в гостинице «Дружба». В течение года гостиничный номер заменял мне дом. Кроме того, закончились деньги, которые были у меня как священника Тверской епархии. Пришлось очень туго. Готовить еду в гостинице не было возможности. Приходилось заваривать себе порошковую картошку, супы из пакетиков и т.п. Храмом с более или менее налаженной церковной жизнью в то время был бендерский Преображенский собор. Но там послужить и пообедать я мог только в воскресные или праздничные дни… Вот такое было начало…

 — Как восприняли Ваш приезд в Молдавской митрополии?

 — Мой приезд был, в общем-то, мало желателен. Мой предшественник – епископ Бендерский Викентий (уехавший для своего дальнейшего служения в Россию) – располагал епархией, которая простиралась от Приднестровья до юга Молдавии. И его епархия с административным центром в Кицканском монастыре включала более 160 приходов…

С моим же приездом все кардинально изменилось. Количество приходов, которыми я должен был руководить, сократилось до 26, находящихся на территории Приднестровья. Кицканский монастырь, который находится на административной территории нашей республики, по просьбе насельников ушел под прямое управление Митрополита Владимира. Таким образом, я оказался епископом необустроенных приходов с малообразованным духовенством в них. Я обратился за помощью к митрополиту, который ответствовал, что ничем помочь не может. «Епископа просил президент Игорь Смирнов – вот пусть президент Смирнов и помогает», – таков был его ответ.

 — Владыка, удалось ли Вам создать команду священнослужителей-единомышленников?


 — У меня получилось избавиться от тех священников, которые, на мой взгляд, не могли дальше продолжать свое священнослужение. Иногда это носило весьма драматичный характер. Например, для того, чтобы навести порядок в селе Рашков Каменского района, мне пришлось взломать замок в церкви, потому что священник, которого я отстранил от службы, решил не подчиняться архиерейскому указу.

В селе Цыбулевка Рыбницкого района священнослужителем являлся бывший «афганец». Психика у человека была подорвана. Приступ мог начаться в любую минуту, в том числе и во время службы. Когда начинались припадки, приходилось отправлять его в специализированное медицинское учреждение.

Были и такие, которые, почувствовав, что требовательность со стороны архиерея станет только расти, и он не потерпит разгильдяйства, уехали сами. В настоящее время наше духовенство старается (если еще не получило) получить духовное семинарское образование. Большинство учится заочно. Каждый священник должен знать, что такое церковная дисциплина, осознавать свою ответственность перед архиереем и своей паствой.

Сегодня епархия насчитывает более 75 приходов и свыше 100 священнослужителей. Могу с уверенностью констатировать, что, несмотря на все недочеты, ситуация управляемая.

 — Как Вы оцениваете состояние духовности населения Приднестровья и правобережной Молдавии?

 — Если сравнивать два берега Днестра, то однозначно можно сказать, что разница в их исторических судьбах наложила свой отпечаток в церковном и духовном плане. Левый берег – территория Приднестровья – испытал на себе гнет насильственной атеизации сразу же после 1917 года. Тогда большинство церквей было закрыто. На территории Приднестровья после гонений на Православие действовало всего два прихода: Успенская церковь села Воронково Рыбницкого района и Рождественско-Богородичная церковь села Подоймица Каменского района. Правый берег, оказавшись в составе Румынии, изведал закрытие церквей намного позже, только во времена Хрущева.

По правому берегу Днестра сохранились церковные здания и утварь, духовное воспитание и традиции. Левый же берег – это поле для миссионерской деятельности.

Хорошо это положение иллюстрирует церковная ситуация в Тирасполе и в Бендерах. Если сравнивать эти города, находящиеся на разных берегах Днестра, оказывается, что Бендеры — город, в котором больше сохранены духовные традиции. В нем функционирует старейший кафедральный собор Приднестровья — Преображенский. Тирасполь – это тот город, в котором, по сути, нужно было все начинать с нуля. Многое за эти годы было сделано, однако на достигнутом останавливаться нельзя.

 — В Молдове к власти рвутся политики, мечтающие о ее вхождении в состав Румынии. Если это произойдет, будут ли взаимодействовать Православные Церкви Румынии и Приднестровья?

 — Наша Церковь всегда показывала пример терпеливого и мудрого отношения к политике священноначалия Румынской Церкви. На протяжении ряда лет вопреки церковным правилам на территории Молдавии действует самовольно основанная Румынской Церковью Бессарабская митрополия. В 1945 году Румынская Церковь признала, что Молдавия является неотъемлемой часть Московского Патриархата. А сегодня, официально не отказавшись от своего прежнего решения, она старается распространить свою юрисдикцию на территорию Молдавской митрополии.

В развитие идеи, что этот край принадлежит Румынской Церкви, в октябре 2007 года, в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви, было принято решение о создании новых епархий в составе Румынского Патриархата. Одна из них с центром в Дубоссарах – епархия Транснистрия.

Если вспомнить историю, то епархия Транснистрия существовала на территории Молдовы во время фашистско — румынской оккупации до 1944 года. Таким образом, Румынская Церковь собиралась реанимировать структуру, которая сопутствовала оккупации нашего края во время Великой Отечественной войны. Мы были удивлены и возмущены подобными действиями. К тому же это был вызов не только Молдавской Церкви, но и Украинской. Во время войны епархия Транснистрия территориально простиралась от Днестра до Южного Буга. Эти земли Гитлер подарил Антонеску за союзническую поддержку и участие в боевых действиях.

Тираспольско-Дубоссарская епархия осудила действия Синода Румынской Церкви и сделала все возможное для сохранения церковного мира и единства приднестровского народа. Я провел внеочередное заседание Епархиального совета. Духовенство единодушно признало незаконными действия Румынской Православной Церкви и выразило мне полную поддержку в моих усилиях, направленных на предотвращение церковного раскола и нарушение мира среди верующих.

 — Согласно социологическим опросам, сейчас в России 40-50% людей называют себя верующими в Бога. Это дань моде или людям нужна вера, в том числе и в Бога?

 — Мне как историку по своему первому образованию, как человеку верующему понятна истина, что неверующих людей в принципе не существует. Вера – это есть неотъемлемое врожденное чувство души каждого человека. Неверующий человек убедится в этом, переступив порог иного мира. Но будет слишком поздно… Но и среди верующих есть такие, глядя на которых действительно можно подумать, что они следуют некой традиции, если хотите – моде. Истинно верующий человек понимает, что исповедание Бога немыслимо без осуществления конкретных дел. Вера в Него – это подвиг, а к такому жертвенному, ответственному служению готов, увы, не каждый.
Вы привели цифры российской статистики. Но есть и статистические данные по Приднестровью, согласно которым у нас верующими себя называют свыше 90%, и из них – абсолютное большинство назвало себя православными. Вы удивлены? Я тоже был удивлен, когда познакомился с этой статистикой. Если бы все, из назвавших себя православными, приходили, как это и положено, в воскресные дни к Божественной литургии, храмы нашей епархии просто не смогли бы их вместить. Однако я как Архиерей этого не наблюдаю. Зато отчетливее вижу свою и своего духовенства задачу: помочь людям обрести дорогу в храм.

 — Приднестровье готовится к выборам. Как Церковь относится к выборам любого уровня?

 — Выборность как принцип избрания достойных на руководящие посты — не противоречит церковному духу. Действительно, когда нарушен принцип наследственного прихода к власти, тогда выборы – залог и гарант того, что к власти придет более достойный, чем другие.
Церковь в каждом человеке, независимо от его ранга, в первую очередь видит человека и призывает всех людей ощущать себя человеком, независимо от того, каким видом деятельности они занимаются. Это значит, что заповеди Божии одинаковы для всех, и каждый человек должен быть ответственен перед Богом одинаково. Следовательно, добиваться властных полномочий можно только законно и нравственно. Поэтому для достижения любой ступени власти недопустимы клевета и ложь.

Во время выборов каждый должен помнить, что нужно говорить правду о себе, своих поступках и достоинствах, вместо того, чтобы добиваться своей цели, используя черный пиар.

 — Ваши планы на будущее.

 — Планов много. Остается только положиться на волю Божию, чтобы их осуществить. Но очень важно соизмерять свои желания, свои устремления с пользой для Церкви. В этом и заключается уникальное свойство Церкви как Богочеловеческого организма: если наши желания совпадают с планом Промысла Божия, значит, они обязательно осуществятся! Этого желаю себе и всем вам – держите руку на пульсе жизни, в любой ситуации действуйте с рассуждением. И главное: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13-14)!

Власти.нет

Теги: Архиепископ Юстиниан, РПЦ, Приднестровье, митрополит Владимир, Патриарх Алексий, Дубоссары, Молдова, Румынская церковь