Обычно, когда спрашиваю об этом у людей, и когда сам пытаюсь ответить на этот вопрос, то ответ однозначный – Украина является светским государством. Церковь отделена от государства, а школа от церкви, ни одна из церквей не может претендовать на доминирование в государстве и ни одно религиозное учение не может стать официальной идеологией правительства. Также не может быть преследований или дискриминации по религиозному признаку.

Но в последнее время достаточно много озвучивается идей, что государство наше является все же религиозным, а не сугубо светским. Вмешательство-невмешательство высших должностных лиц в церковные дела, поездки Президента, депутатов в Турцию, в Польшу, Грузию и другие страны ради встреч с местными церковными иерархами ... Не так давно мы наблюдали торжественное провозглашение государственным праздником 25 декабря, с пометкой *Католическое рождество, но оно стало ощутимым меньшинством по сравнению с православными (юлианскими) Рождеством, Пасхой и Троицей, которые уже давно являются государственными выходными. До того были громкие процессы ввода теологии в систему государственного образования, что стало для многих основанием говорить об окончании эпохи отделения школы от церкви. А теперь еще и предложения ввести общеобязательную христианскую этику в школе. Вопрос перерегистрации уставов православных общин УПЦ становится делом общенационального значения, министры и депутаты делают себе рейтинги, играя с этим вопросом, тогда как отказ в регистрации общинам Церкви сайентологии или Церкви объединения никому не известны и не очень интересны. В конце-концов, Президент Украины, принимая присягу, кладет руку (по желанию) на Пересопницкое Евангелие, а не на Коран (даже если имеет такое желание).

Вместе с тем, если на минуту забыть, что Конституция провозглашает светское устройство Украины, то можно вспомнить несколько важных фактов. Согласно статистике Центра Разумкова, большинство населения Украины позиционирует себя как верующих – 72% на 2018 год. Зато неверующих только около 5%, а 18 лет назад было аж 12%. Еще процентов 15 респондентов колеблются между верой и неверием, или вообще не задумываются над этим вопросом. Умный политик сделает из этого следующий вывод: чтобы выиграть выборы, нужно получить голоса верующих, а голоса неверующих и убежденных атеистов – неплохой бонус, который можно и не привлекать. К тому же наибольший процент неверующих, атеистов и равнодушных живет в южных и восточных регионах, голоса которых и без того существенно урезаны.

Но и распределение верующих не слишком равномерное: 67% украинцев относят себя к православию, и ближайший преследователь (греко-католицизм) имеет в 7 раз меньше голосов. Поэтому, православные представляют не просто большинство населения, а конституционное большинство. Православные депутаты вполне могут провалить голосование по Стамбульской конвенции, и могли бы, например, лоббировать законы о религиозном воспитании детей, если бы это действительно было необходимо их избирателям. Так или иначе, если следовать логике демократического процесса, голоса православных, даже если они мракобесы и были обмануты популистами, должны быть наиболее важными и находить свое отражение в законодательной деятельности политиков, а не только в их предвыборных обещаниях. Кроме того, растет число людей, считающих целесообразным вмешательство церкви во властные дела (противников этого тезиса сейчас 54%, а еще восемь лет назад было 63%).

Опрос продемонстрировал также постоянный рост количества граждан, которые берут на себя финансовые дела своих церквей. С 2000 года по настоящее время количество людей, которые никогда не предоставляли материальной помощи церкви, уменьшилась с 36% до 28%, остальные хотя бы по большим праздникам (если не регулярно, как это делают 11%) вкладываются в материальное существование религиозной общины. Принимая на себя ответственность за материальную поддержку церквей, граждане постепенно начинают настаивать на том, что государство не должно предоставлять особых льгот религиозным организациям (сегодня это 42% граждан). Но вспомним также, что льготы со стороны государства предоставляются на средства налогоплательщиков. Не удивительно: если человек добросовестно платит и налоги на государственные дела, и десятину или закят (это делают мусульмане, которых в Украине 0,0%, согласно опросу), то он захочет, чтобы его светские налоги шли на решение светских вопросов. Но опять же, платя налоги, 67% граждан Украины остаются православными, и в чем-то справедливо было бы, если бы они решили требовать распределения этих денег в православном духе.

Итак, ответ на вопрос – Украина светское государство, или все же православное – должен учитывать не только букву Конституции. Также должно быть учтено:

- что православные граждане составляют около 2/3 всего населения;

- что они платят налоги и голосуют на выборах, а потому имеют влияние на политические решения;

- что большинство упоминаний о религии в государственных делах (от инаугурации Президента до календарных праздников) касается православия;

- постоянно растет число людей, получивших религиозное воспитание в семье, а теперь еще и официально признанное религиозное образование;

- что действия и решения человека часто связаны с его убеждениями, в том числе и религиозными.

Uisgda.com

Теги: