Митрополит Александр (Драбинко) в Украинской православной церкви Московского патриархата - как белая ворона. Когда его церковь рассыпает угрозы в связи с возможным предоставлением томоса для УПЦ - он открыто поддерживает автокефалию. Когда РПЦ демонстративно разрывает связи с Константинополем - называет это элементом гибридной войны. И сейчас он прямо говорит, что скорее всего пойдет на объединительный собор, который должен будет открыть путь Томосу и основать единую поместную Украинскую православную церковь.

О том, зачем РПЦ идет на шантаж Константинополя, возможен ли мировой раскол православия, почему в последние годы изменилось отношение к украинской церкви за рубежом и как Новинский стал "смотрящим" за УПЦ МП, Драбинко рассказал в интервью LIGA.net.

ЦЕРКОВЬ ИСПОЛЬЗУЮТ В ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ УКРАИНЫ

- РПЦ в одностороннем порядке разорвала отношения с Константинополем из-за его намерения дать томос УПЦ. Это шантаж? Все эти "Константинополь переходит красную черту" в исполнении Волкова? Какие реальные последствия?

- Первое последствие, и самое ужасное для христианина - это разрывание единства Церкви Христовой – по апостолу Павлу – Его Тела. Что само по себе уже является непростительным грехом.  Христос приходит к нам на Литургию - Тайную вечерю, когда мы совершаем Божественную Литургию. И тут мы, последователи апостолов и их учения, друг другу говорим: нет, мы не будем вместе причащаться. Разве мы не обижаем Христа, Который реально присутствует с нами и Своими руками протягивает нам Свои Тело и Кровь, говоря: возьмите, ешьте, это есть Тело Мое; пейте – это Кровь Моя, проливаемая за ваши грехи?

В данном случае, когда мы спекулируем Чашей Христовой, а это именно церковно-политическая спекуляция, а не вероучительный раскол, мы оскорбляем самого Господа. Я уже молчу о том "минимуме", что мы как братья во Христе просто некорректно относимся друг к другу – не по-евангельски.

Второй момент: в данном случае, к сожалению, я вижу исключительно политические мотивы и интересы, связанные с той гибридной войной, которая велась и продолжается против Украины со стороны Российской Федерации. Им мало Крыма и Донбасса. Для церковной Москвы единая и неделимая РПЦ - это институт, который идеологически объединял территории сначала в Российской империи, потом в советской империи. И в этом контексте Россия политическая, конечно, не хочет терять существующее влияние на Украину. В том числе в этом не заинтересована и Московская патриархия, как ее составляющая и находящаяся в сверхтесных отношениях с Кремлем. Потеряв Украину в церковном плане, уже нельзя будет сказать, что РПЦ самая большая церковь в мире и имеет самое большое влияние. Вспомните, сколько было визитов патриарха Кирилла в Украину в свое время. По несколько раз в год. И это должно было подчеркнуть значимость и незаменимость руководства РПЦ перед руководством Кремля в осуществлении геополитики на пространстве бывшего СССР.

- То есть, церковь в данном случае - это элемент гибридной войны против Украины?

- Не церковь – а использование церкви, прикрытие ею личных амбиций и интересов. Вот это несомненно элемент гибридной войны, и не иначе. Например, запретили богатым людям, политикам, которые часто бывали на Афоне, ездили туда за "пророчествами", делать там финансовые вложения за "духовные услуги". Это очень большие суммы. Для чего? Я так понимаю, Афон рассматривается МП как объект, который может сдетонировать недовольством внутри самой Константинопольской церкви, в юрисдикции которой он находится. Кто же с точки зрения Афона и паломников выглядит виновным в том, что возникла проблема между Москвой, которая не пускает паломников, и Константинополем? Ясное дело – Украина! Кого надо ругать? Украину и ее руководство!

- Все это выглядит как продолжение санкционной политики Путина, который наказал своих же граждан запретом на продукты - тракторами давят. Теперь церковные санкции против собственных же верян от патриарха Кирилла.

- Совершенно правильное замечание. Я это называю: наказать обидчика самобичеванием.

- Сейчас РПЦ угрожает разрывом уже Иерусалимскому патриархату, если он поддержит томос для Украины, - заявил секретарь русской духовной миссии в Иерусалиме Никон. И если позволят "филаретовцам" служить на Гробе Господнем.

- И это тоже элемент гибридной войны. Российское присутствие в Иерусалиме и вообще в Израиле - очень большое. Так сложилось уже давно, еще с царских времен, что внимание России к Святой Земле было особенным и щедрым. Паломники ехали и едут в очень большом количестве, оставляя на нужды Иерусалимской Церкви немалые пожертвования. 

Как видим - опять очередная спекуляция, шантаж...

- Мировой раскол православия, которым шантажирует РПЦ - реален?

- Такое глобальное разделение, которым пугают и о котором вы говорите, могло бы быть только в том случае, если бы были нарушены догматические, вероучительные основы православной церкви. Они, как мы видим, явно не нарушены. Да и конфликтная ситуация между Москвой и Константинополем - порождение не сегодняшнего дня. Все эти потуги начались еще при Сталине, когда он хотел перенести центр Вселенского православия в Москву и создал Московскую патриархию в том виде, в котором она есть сегодня. Сейчас конфликт достиг пика при новой попытке реанимировать империю, а вместе с этим, как неотъемлемый атрибут, чтоб и российская церковь заняла первенствующее место среди мирового православия. Но, как правильно отметил патриарх Варфоломей, не все измеряется силой и деньгами...

- А почему тогда Вселенский патриархат "дозрел" только сейчас?

- Украина пытается получить автокефалию уже сто лет. Как только возрождалась украинская государственность - начинались попытки возродить украинскую церковь. Украина всегда была, есть и, надеюсь, будет очень религиозной. Никакой атеистический режим не смог вытравить из нашего народа веру. Даже в самое богоборческое время, не зная азов веры, люди придерживались устного предания на поведенческом и обрядовом уровне. Церковь – это душа украинского народа. И вот сегодня она развернулась в сторону Матери–Церкви, от которой получила святое крещение. И Церковь-Мать откликнулась. Вероятно, такими были обстоятельства до сих пор, ведомые лишь Небу. Не надо забывать о Промысле Божием. Всему свое время. Еврейский народ бродил по пустыне 40 лет. Господь испытывал и воспитывал. Да, конечно, тут и стечение и церковных, и политических обстоятельств. Но все эти обстоятельства – орудия Божьего промысла. Расколу в Украине 25 лет... Не решила Москва – взялся за решение Вселенский патриарх. Заодно и другие назревшие вопросы решаются... Всему свое время. И мы свидетели этого удивительного времени.

- Сто лет попыток - почему только сейчас Константинополь пошел навстречу?

- Неучастие Московской патриархии во Всеправославном соборе на Крите 2016 года и подстрекательство к подобному неучастию других поместных церквей развязало патриарху Варфоломею руки в решении "украинского вопроса", который и так очень затянулся. В тогдашнем демарше РПЦ, я так понимаю, возможно, патриарх Варфоломей увидел угрозу авторитету Вселенской патриархии. Ну и не надо забывать, что 27 лет прошло, а Московская патриархия так и не решила вопрос украинской "великой схизмы", возникшей по политическим мотивам. Даже с чисто пастырской точки зрения, если отложить в сторону все моменты политического порядка и церковного имиджа, пора было этот вопрос раскола уже давно решить. Предпринимаемые митрополитом Владимиром и его соратниками в этом направлении попытки на корню пресекались.

- Вас не обижает, когда теперь спрашивают: ну и кто теперь раскольник?

- Нет, не обижает. Я с юмором называю себя сейчас – "безупречно каноничный". А вот те, которые побывали в расколе и сейчас злорадно говорят подобное, должны понимать, что такими фразами не разбрасываются. Да и о полном преодолении раскола говорить еще рано. Вчерашние раскольники еще не вступили в евхаристическое общение с Вселенским православием. То, что мы прочитали из пресс-релиза Синода, еще не свершившийся факт, рецепция наступит в момент Сопричастия. Это раз. А два - никогда не стоит обижать. Никто не знает, где будет завтра. Это касается как одной стороны, так и другой. Мы не можем за Бога и Святого Духа определять наличие или отсутствие благодати, и кто кому является раскольником.

Кто ты такой, чтобы судить брата своего? - говорит Священное Писание.

- Вы были одним из десятка архиереев УПЦ МП, которые подписались под просьбой к Варфоломею дать автокефалию украинской церкви. И только одним из двоих, с епископом Софронием Дмитруком, кто сделал это открыто.

- Это было письмо в поддержку инициатив верующих, епископата, Верховной Рады и президента о том, что украинский вопрос наконец-то должен быть рассмотрен. В своей приписке к этому документу, я обозначил: подписываю этот документ, поскольку вижу в этом продолжение той политики, которая велась уже много лет, начиная с поместного собора 1991 года, обратившегося к патриарху Алексию ІІ с просьбой дать автокефалию УПЦ. Потом Харьковский собор поддержал эту инициативу. В наших синодальных и соборных документах постоянно звучало: да, мы хотим преодолеть раскол, мы хотим, чтобы в Украине возникла единая украинская поместная православная церковь, чтобы прекратилась схизма.
Исходя из этого, я открыто ставил свою подпись. И сегодня по-доброму горжусь этим.

- Вы фактически пошли против системы. Против огромной церковной машины МП. Получали ли вы за этот шаг угрозы или наказания со стороны руководства?

- В мае этого года синодальным решением мне напомнили о "неприличном поведении" и потребовали "не возмущать сердца верующих" своими публичными высказываниями. Были реакции со стороны разных политиков. Но они уже много лет звучат. То же самое нападение на меня Новинского, который кричал: ты церковь раскалываешь. Идет грязная информационная кампания, причем без аргументации, на уровне: дурак, потому что дурак.

- У РПЦ своя фабрика троллей?

- Я думаю, что вы правы. Судя по количеству публикаций - еще и какая!

- Как другие священники УПЦ МП относятся к возможной автокефалии? Много ли духовенства поддерживает создание единой церкви, особенно с началом войны?

- Сознание общества растет. Мы прекрасно помним, каким толчком для украинизации, для осознания себя украинцами стал как Майдан 2004 года, так и Революция достоинства 2014 года. Мы наконец начинаем понимать, что мы не "раша", как нас обычно называли всех скопом за границей. Приезжаешь куда-либо, и ты: Rasha Orthodox Church. Русская церковь. Только с 2008 года, когда начал ездить митрополит Владимир, и после визита к нам патриарха Варфоломея нас начали в мире отличать: о, это Ukrainian Orthodox Church. Украинская церковь – церковь митрополита Владимира. Ну и война... Конечно, она сыграла колоссальную роль в формировании мировоззрения духовенства. До ее начала мы были с Россией православными братьями. Война показала, что мы далеко не братья. Не по-евангельски, не по-христиански с нами поступили "православные братья".


- Влияют ли на позицию духовенства скандалы вокруг УПЦ МП, когда они то отказываются отпевать военных, то священники фотографируются с боевиками. То бразилец Лусварги, который воевал на стороне боевиков, нашелся в монастыре.

- Знаете, это единичные случаи. Больше они раздуты журналистами как информационные поводы, которые ситуативно востребованы. Надо такой сюжет написать, чтобы пользовался спросом. Конечно, была такая дикость, когда священники отказались ребенка, крещенного в КП, отпевать в Запорожской области. Это породило много шуму. Но это не повсеместно. Многое зависит от широты кругозора и воспитания. Тот же запорожский священник мог бы не просто становиться в позу: я не буду отпевать. Если бы у нас были нормальные взаимоуважительные отношения, надо было бы позвонить священнику Киевского патриархата и сказать: понимаешь, тут у меня очень неприятная ситуация, ребенок крещен у вас, по своим убеждениям не могу переступить через себя, пожалуйста, отпой. По-человечески можно это сделать? Большинство духовенства осуждает поступок этого священника, как неразумный. Ну и остальные, как вы говорите, скандалы вокруг УПЦ формируют позицию священников. Мы раньше с этим не сталкивались. А вот теперь получаем опыт – жизнь учит.

- После таких сюжетов УПЦ реально выглядит как филиал РПЦ с ее русским миром.

- Даже не так. Выглядит как организация с немного низким уровнем интеллектуальной и социальной ответственности. Сколько пришлось вытерпеть и духовенству, и всем остальным за "невставание" в Верховной Раде? Собственно, с этого все и началось.

«НОВИНСКИЙ ЖИВЕТ ПО ПАЦАНСКИМ ПОНЯТИЯМ 90-Х»

- Какова роль Новинского в формировании этой политики МП? Известно, что украинско-российский олигарх является одним из основных спонсоров церкви - а что он получает взамен? Влияет ли на окружение Онуфрия и как?

- Да, он влияет, и очень сильно. Думаю, все это видели. Когда он лично возил на Фанар митрополита Антония, Иллариона и Агафангела. Заявил, что будет война, кровопролитие, если Варфоломей хоть "какую-то бумажку им даст". Откуда ему знать, что будет война? Если он узнал об угрозе войны - надо было обратиться в компетентные органы, пусть предотвратят такие события. В данном случае он ими пугает, шантажирует общество, сеет панику и непонимание. Или, может, кто-то из его окружения или кураторов сам является организатором подобных сценариев?

- Во время поездки к Варфоломею, говорят, делегация Новинского уговаривала не давать автокефалию УПЦ. После него пошла уже тяжелая артиллерия - патриарх Кирилл. Новинский транслировал свою позицию, позицию МП или действовал как агент РПЦ?

- Я не могу сказать, насколько он чей-то агент. Смотрящим в УПЦ он является, начиная с 2012-2013 года. Когда Янукович поручил ему сместить митрополита Владимира, чтобы поставить лояльного предстоятеля УПЦ – митрополита Антония (Паканича). Как мне говорил тогдашний министр внутренних дел Виталий Захарченко: "У нас же выборы в 15-м году?" (имеются в виду плановые выборы президента - ред.). Я говорю: "Ну да". "У нас же верующий президент, Виктор Федорович?" - "Еще бы". "Тогда надо, чтобы церковь помогла нам в выборах". По его социологии, это должно было быть 10-15%. Оформление Украинской церкви в электоральную базу - это как раз и было основным заданием для Новинского к 2015 году. Мало что изменилось, как видим.

- Религиовед и народный депутат Еленский говорит, что нынешнее руководство УПЦ МП более зависимо от Москвы, чем во времена митрополита Владимира. Вы последние годы были фактически его правой рукой. Это так?

- В определенной степени - да. Если бы митрополит Владимир был таким послушным, как нынешнее руководство, его бы не пытались сместить, в том числе - не проводили бы меня под конвоем девять месяцев. Еще раз вспомню этого персонажа Захарченко. Декабрь, накал страстей на Майдане, он мне в день памяти апостола Андрея Первозванного, когда я приехал к нему с письменным требованием, чтоб он избавил меня от конвоя-охраны: "Не лезь в политику, потому что так засуну, что не вылезешь". Ну, слов не выкинешь. Это угрозы, которые звучали в связи с моей общественной позицией.

- Что происходит в деле о вашем похищении, связанном с попыткой привести к власти в УПЦ МП более лояльного руководителя вместо Владимира? Два года назад Новинский из-за этого дела был лишен депутатской неприкосновенности.

- Дело находится на стадии досудебного следствия. Думаю, в ближайшее время оно закончится, поскольку уже очень много было и свидетельств, и допросов. Когда именно закончится - я не знаю. Материалы собираются. Я не могу сейчас говорить на эту тему. Думаю, у нас будут вскоре поводы пообщаться об этом дополнительно и более скурпулезно.

- Но вас вызывали на допросы, вы давали показания?

- Конечно. Все это было. И достаточно много.

- У вас с Новинским чуть не дошло даже до физического противостояния. В 2016 году вы чуть не подрались. Кто спровоцировал обострение конфликта?

- В 2016 году газета Вести опубликовала интервью Новинского о том, что будто бы патриарх Варфоломей готовит раскол церкви в Украине. Новинский рассказывал аудитории, будто бы Вселенский патриарх хочет меня назначить экзархом этой церкви. Хотя в то время даже речь не шла ни об экзархате, ни о томосе, ни о каких-либо действиях в этом направлении со стороны Константинополя. Даже отец Николай Данилевич еще полгода назад в 2018-м называл эти предположения большим "пшиком". Не воспринимал это всерьез и я. Думаю, и в Константинополе об этом не знали. Но нужен кому-то был скандал. Надо было каким-то образом меня клеймить, как врага УПЦ.

Я только недавно прочел эту статью. Впечатлился... Вскоре поехал на родину в Корец, где был праздник Корецкой иконы Божьей матери "Споручница грешных". Новинский тоже там был. И я у его помощника, есть такой Алексей Пертин, спросил: что это за выпады в мой адрес у Новинского? Что за чушь он пишет? Они, вероятно, поговорили и через пару минут депутат, после обеда, в сопровождении вооруженной охраны побежал за мной, начал матом крыть - свидетелями чему мои ошеломленные земляки, которые такого дива еще не видели. Хотел, я так понимаю, драться, потому что кричал прямым текстом: "Я тебе морду набью, ты церковь раскалываешь. Пошли за угол по-мужски поговорим". Я потом еще искал митрополита Онуфрия, который был в этот же день в Корце, чтоб пообщаться на эту тему. Но он то ли сам не взял трубку, то ли ему не передали, что я звонил.

- Может, Новинский в обиде на вас из-за уголовного дела?

- Он, конечно, мог обидеться на то, что все пошло не так, как ему хочется. Он живет по своим пацанским понятиям 90-х годов, когда он формировался как личность. Согласитесь, сегодня немного не то время. Не то место и не те обстоятельства и участники.

Помню, когда принималось решение, что митрополиту Антонию (Паканичу) даются определенные полномочия (в 2012 году он был назначен управляющим делами УПЦ и первым викарием киевской митрополии - ред.), Новинский сказал: "О, оказывается, так легко в церкви рулить". Вот эта фраза, которая прозвучала в мае 2012-го года, стала для меня катализатором и показателем, что у человека в голове. Оказывается, там просто "надо в церкви порулить".

- Летом в одном из интервью Новинский заявил: если "раскол будет легитимизирован", высока вероятность гражданской войны на религиозной почве...

- Откуда у него такая информация, повторюсь вопросом?

- Это отвечает риторике Русской православной церкви, которая нагнетает слухи, что автокефалия приведет к кровопролитию за храмы.

- Абсолютно. И Медведчук потом в большом интервью говорил то же, слово в слово повторяя митрополита Иллариона (Алфеева). Фразы повторяются как мантры.

- Возможен ли такой сценарий? Особенно если сценарист - за пределами Украины?

- Если такие сценаристы там есть - конечно, возможно. Теоретически возможно все. Мы будем молиться, чтобы Господь этого не допустил.

- Как предотвратить этот сценарий? По статистике, у Московского патриархата в Украине - 11 тысяч приходов. Ясно, что каждый из них будет принимать личное решение, переходить в поместную церковь или нет. Юридически еще что-то нужно сделать, уточнить процедуры, чтобы это прошло безболезненнее?

- Нужна добрая воля с обеих сторон. В первую очередь, со стороны УПЦ МП. Если этот процесс неизбежен, а он неизбежен, нужно просто сказать: кто хочет - пожалуйста, переходите. А кто не хочет - оставайтесь в УПЦ МП и подчиняйтесь дальше Московской патриархии, будьте в ее юрисдикции. Права и обязанности у всех религиозных организаций должны быть равными. Перед законом все равны. На этих правах равенства и Евангельских заповедей должны выстраиваться взаимоотношения между юрисдикциями в Украине. Общины должны самоопределиться без внешнего давления как политиков, так и иерархов.

Я ПОКА НЕ ВИЖУ СЕБЯ В РОЛИ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ

- В УПЦ Киевского патриархата рассчитывают, что объединительный собор трех церквей состоится до конца года. Как он будет проходить, по какой процедуре?

- Задач у Собора две – формирование Православной церкви Украины и избрание ее предстоятеля. По моему мнению, Собор должен быть поместным – то есть, состоять из епископов, духовенства и мирян. Председательствовать на Соборе должен полномочный представитель Вселенского патриарха. С избранием предстоятеля Православной церкви Украины он передаст ему свои полномочия. Процедуру Собора, по моему мнению, должен представить или благословить патриарх Варфоломей.

- А как будут проходить выборы? Кто может быть кандидатом?

- Кандидатами могут быть все епископы – участники Собора. Соборяне тайным голосованием выбирают в первом туре тройку лидирующих, а во втором из трех – предстоятеля.

- А вы видите себя участником выборов? Вам периодически прочат эту должность.

- Участником Собора я, скорее всего, буду. А вот возглавить - пока я себя в этой роли не вижу. У меня достаточный опыт административной работой в церкви. Но возложить на себя крест предстоятельства... Вы же понимаете, что предстоятельское служение - это не только внешняя картинка первенства. Это в первую очередь ответственность. Причем в сложной ситуации, в которой находится сегодня Украина, эта ответственность усугубляется. Думаю, предстоятель должен быть старше, чем я. Я не буду ложно смиренничать. Помогать человеку, которого изберут - я за. А возглавить Церковь должен человек с опытом реального епархиального служения, опытом общения с духовенством и руководством, с мирянами, богословски образованным человек. Много критериев.

- Варфоломей будет влиять на список иерархов - участников собора?

- Если отменяется документ 1686 года, то фактически Украина признается территорией Константинопольского патриархата, восстанавливается статус Киевской митрополии Константинопольского патриархата. В каком-то переходном периоде, до проведения Собора, возможно, это будет Экзархат. Относительно влияния на список иерархов – участников собора? Вопрос риторический. Как патриарх, он имеет на это полное право, если увидит в этом потребность.

Liga.net

Теги: