Первый пастырский визит по Украине, после того, как московская анафема была признана недействительной, предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет совершил в Тернопольскую область. Визит был запланирован еще весной, когда о Томосе начались первые робкие разговоры и вся затея с автокефалией казалась очередным обещанием.


Сюда Филарет приезжает регулярно раз в несколько лет. Тернопольская область — миссионерская передовая Киевского патриархата на границе с католическим и московско-православным миром. Православные тут в меньшинстве. В области 804 греко-католических общин, 397 — Киевского патриархата, 116 — Московского и 161 Украинской автокефальной церкви (УАПЦ).

Теперь патриарх Филарет, хоть и не признанный в Стамбуле патриархом, но уж точно законный епископ, посещает свою паству в одном из самых сложных с точки зрения церковной географии регионов — это область на границе Галичины и Волыни. Тут находится Почаевская лавра — паломнический, монашеский и идеологический центр русского православия в Украине.

Вокруг лавры давно сформировался своего рода «православный пояс», россыпь маленьких сел, в которых прихожане постоянно решают «с кем быть»?

Визит патриарха


После начала войны на Донбассе несколько здешних приходов перешли в Киевский патриархат. Причиной стал отказ священников УПЦ МП отпевать погибших на востоке Украины солдат. Не всегда эти переходы были мирными, как правило споры возникают в ситуации, когда в селе одна церковь и ее приходится делить.

Но вот в селе Кулыкив под Тернополем приход сменил юрисдикцию вполне мирно. От свежесколоченной деревянной церкви Покрова до ворот Почаевской лавры всего 10 километров.

На месте новой церкви, освящать которую приехал Филарет, стоял старый храм, которому почти сто лет. В первый раз церковь освящал митрополит Варшавский Дионисий, глава Польской церкви, когда она еще входила в РПЦ. В двадцатые годы прошлого века тут тоже говорили об автокефалии, только польской. Когда Волынь перешла под контроль советской власти, церковь стала русской, теперь она украинская. От старой церкви тут остался только церковный престол. Его сохранили. Обычно престол освящает епископ, подписывая столешницу именем правящего патриарха. Этот престол подписан именем патриарха Московского и Всея Руси Тихона.  

В селе Кулыкив патриарх Филарет отслужил свою первую, после снятия канонических наказаний Москвы, литургию. Несколько епископов, сорок священников и десятки прихожан из окрестных сел были на службе. Те жители села, кто остался в церкви Московского патриархата — таких несколько семей — больше сюда не ходят, им приходится ездить в соседнее село или в Лавру, ее отсюда видно.

Неподалеку от села Кулыкив расположено село Лишня. Тут приход также перешел к УПЦ КП недавно. Часовня маленькая, мемориальная: по стенам висят доски с именами погибших на войне. Настоятель, по совместительству капеллан, регулярно ездит на восток. Он говорит, что хочет, чтобы эта церковь стала памятником для тех, кого забрала война, и местом воспоминаний о них. Сюда приезжают семьи погибших. У живописного озера и источника священник мечтает построить реабилитационный центр для украинских военных и лагерь для детей ветеранов. Сюда тоже привезли Филарета. На встречу приехали родители, вдовы и дети погибших и ветераны боевых действий из разных областей страны. Молебен оказался самым многолюдным мероприятием с участием патриарха. Тут он задержался надолго и охотно разговаривал с приехавшими.

Третьей точкой визита патриарха стал областной центр. В Тернополе он освятил стройку будущего кафедрального собора святых Константина и Елены. Храм в византийском стиле, посвященный матери императора и самому императору-основателю Константинополя. По нынешним временам это очень актуально. Людей на молебен с патриархом пришло немного.

 

Православный ретрит


В непосредственной близости от тех мест, где ездил патриарх Филарет, собрались тысячи его церковных оппонентов. На праздник Покрова Богородицы в Почаевскую лавру приехали паломники из Херсона и Одессы, Николаева, Винницы, Коломыи и Ивано-Франковска.

История этого монастыря, как и вся церковная история этих земель — еще один клубок юрисдикций, патриархатов, уний и анафем. Лавра, которой чуть немногим меньше пятисот лет, успела побывать греко-католическим, греческим, польским и московским православным монастырем. Во времена советской власти в лавре оставались единицы монахов, на ее территории действовала психиатрическая больница. После обретения Украиной независимости, монастырь остался в распоряжении УПЦ МП. Сейчас в лавре несколько сотен монахов. Они управляют древними храмами, следят за святынями (чудотворные иконы, мощи и даже след стопы Пресвятой Богородицы) и ведут обширное хозяйство: в монастыре есть большая паломническая гостиница, издательство, своя ферма и сельхозугодья.

На Покров в Лавру едут массово. Один из самых любимых украинских Богородничных праздников — важный повод для практикующих православных сделать ретрит. Люди исповедуются, причащаются, общаются с духовниками. Многие приезжают небольшими группами, которые организуют приходы, священники или сами прихожане.

Елена привезла из Херсона 12 человек. Признается, что ехали тяжело, ломались автобусы. Но «Матерь Божия (их) защищает», добавляет она. Защитит и от раскола, защитит лавру, защитит церковь. В аргументах паломников религиозные доводы преобладают, так они отвечают на все вопросы о будущем и о возможном противостоянии между церквями. Кажется, именно это они слышат от своих церковных наставников на каждом богослужении.

Скромно одетые женщины из Николаева провели в лаврской церкви шесть с половиной часов с перерывом на сорокаминутный крестный ход. Однако усталости в них незаметно. Каждый несет сюда свои беды и трудности. Нина приезжает в лавру на лечение. Первое, о чем сказала паломница — тут у нее проходит головная боль. Почаев действительно можно назвать центром нетрадиционной медицины. Люди пьют воду из целебного источника, прикладывают ладони к звонящему колоколу, в аптеке можно купить травы и выжимки из них.

 

Про Лавру прихожанка из Николаева думает, что принадлежать она должна народу. Так говорят многие, не вдаваясь в тонкости церковного права и церковной политики. Об этих тонкостях и исторических примерах, когда православным уже приходилось защищать святыни, им рассказывает наместник лавры митрополит Владимир (в миру Виорел Мороз). Владыка живет в Почаеве с 1992 года, последние 22 года в качестве настоятеля монастыря. Родом с Буковины, из простой крестьянской семьи, Владимир, все же, говорит прихожанам о единстве с Москвой, как о безальтернативном пути для украинской церкви, подчеркивает, что нынешних прав УПЦ МП достаточно и автокефалия ей не нужна, — рефреном повторяет он в своих проповедях.

Слова митрополита пересказывает одиннадцатилетний Захарий, брат Елизаветы, Макария, Корнилия, Киприана и Гавриила. Многодетная православная семья живет у монастырских стен. Дедушка поет в хоре, мама работает в лаврском ларьке, папа — в церкви в соседнем селе, а сам Захарий — прислуживает в церкви неподалеку. Захарий говорит, что на Покров молился о мире для Украины, о том, чтобы закончилась война, которая идет уже четыре года (треть его жизни).

Сестра постарше добавляет: «Молимся, чтобы лавру не забрали, чтобы была православная автокефальная». Незалежна? — переспрашиваю. «Нет, чтобы не было автокефалии», — поправляет сама себя девочка.

О том, что такое автокефалия и чем она угрожает лавре, детям и взрослым Почаева и еще многим, кто здесь бывает, упоминал и митрополит Владимир. На сайте лавры за несколько недель до Покрова появилось его грозное письмо-предостережение.

Такие же заявления делал и наместник киевской лавры. Но люди действительно не боятся и приходят, готовые, впрочем, ко всему. «Вы же понимаете, что мы ее так просто не отдадим», — закончила наш разговор паломница из Одессы и добавила — «Я для Украины родила четверых детей, а что сделали вы?».

Стараются для Украины не только прихожане УПЦ МП. За день до этого разговора жена настоятеля Покровской церкви в селе Кулыкив родила ему четвертого ребенка. Дочку.

Дети разных православных конфессий, как и их родители, на самом деле беззлобные и одухотворенные в день Покрова Пресвятой Богородицы, кажется, готовы мирно посещать одни и те же святыни. Они бы и не думали о том, кому сейчас принадлежат храмы и церкви, не будь над их склоненными у алтаря головами настоятелей, постоянно говорящих о разделении.

Нromadske.ua

Теги: