Католический женский журнал Donne Chiesa Mondo опубликовал материалы о сексуальном насилии священников над монахинями. Мир поменялся - вот какой вывод сделали, вероятно, в Ватикане, прежде чем принять удар и дополнительно публично высечь себя


Наверное, ни один священник не говорил о сексе так много, разнообразно и откровенно, как папа Франциск. Сам говорит и епископов своих затягивает в этот одновременно интересный и муторный разговор. Градус сексуального скандала, в который погрузилась католическая церковь, растет. И иногда создается впечатление, что некоторые ее служители - в частности сам понтифик - не только не стараются что-то скрыть или замять, а даже сами подливают масла в огонь.

Что же, стало понятно, что "отдельными перегибами на местах" уже от публики не отмахнешься. Век чем дальше - тем более прозрачный, все тайное становится явным в реальном времени и в мельчайших подробностях. Для церкви это оказалось болезненным, а для католической - которая представляет собой очень закрытый, сугубо мужской клуб - особенно. Она оказалась под ударом сразу по всей линии фронта: иерархичность, маскулинность, закрытость - все это современный либеральный мир считает едва ли не прямым вызовом себе.

В общем, если бы сексуальных злоупотреблений со стороны священников не было, их бы следовало выдумать. Выдумывать, однако, увы, не пришлось. Сексуальный скандал стал той точкой, в которой Католическая церковь встала перед необходимостью серьезных внутренних изменений, и которые привели бы ее хотя бы в относительный баланс с современным миром.

Мир поменялся - вот какой вывод сделали, вероятно, в Ватикане, прежде чем принять удар и дополнительно публично высечь себя, открывая по собственному почину факты злоупотреблений.

Так, например, прямо перед собранием епископов, посвященном сексуальным злоупотреблениям клириков, католический женский журнал Donne Chiesa Mondo опубликовал материалы о сексуальном насилии священников над монахинями. Журнал издается в Ватикане как приложение к официальному органу Святого Престола L'Osservatore Romano, что исключает подозрения в атаке на Святой Престол со стороны "либеральных кругов". Да и папа Франциск тут же удивительно легко подтвердил факты насилия над монахинями. Он признал и факты "сексуального рабства", и принуждений к абортам, и сообщил, что все настолько запущено, что дело доходит до закрытия отдельных монастырей и роспуска монашеских орденов.

В общем, папа Франциск вовсе не против "поговорить об этом". И вовсе не потому, надо думать, что он охотник до клубнички. Просто он здраво рассудил, что лучше уж он скажет об этом сам.

Что и говорить, внешние критики церкви бьют наотмашь. Количеству публикаций - с шокирующими подробностями, само собой, - о фактах сексуального насилия над детьми со стороны католических священников несть числа. Из свеженького - вышедшая недавно и уже переведенная на 20 языков книга "Скелеты в шкафу Ватикана". Автор Фредерик Мартель раскрывает Самую Главную Тайну ватиканских мальчишей: большинство из них - геи. Они всю жизнь либо подавляют свои пагубные страсти, либо мучаются чувством вины и страхом - что многие читатели воспримут как объяснение "сексуальной неадекватности" католических священников.

О том, какие скелеты водятся в шкафах Ватикана, сколько мышей собралось под его крышами за две тысячи лет, можно написать не одну книгу. Католическая церковь - звезда беллетристов-конспирологов. Круче только масоны и рептилоиды.

Но если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Не в последнюю очередь - самому Ватикану, у которого скелеты уже просто не помещаются в шкафах. И не отмахнешься от обвинений "частными случаями" и "перегибами". Что-то должно поменяться - давление внутри церкви становится слишком высоким. Обвинения в растлении малолетних имеют систематический характер и отражают какой-то глубокий порок внутри церковной структуры. Не стану утверждать вслед за Мартелем, что все дело в подавленной гомосексуальности, - это было бы слишком просто и слишком эффектно, - но какой-то системный сбой присутствует.

Присутствует он, впрочем, не только в церкви - на протяжении веков проблема сексуального насилия в любых общественных институтах, включая семью, существовала и оставалась под спудом. На это попытался обратить внимание папа Франциск, когда указал на то, что не только в церкви дети страдают от насилия. Но его, разумеется, за эти слова освистали. Отчасти заслужено - в данный момент речь идет именно о церкви, а потому нечего переводить разговор на "вообще". Но отчасти несправедливо, потому что папа Франциск прав: насилие над детьми - системная проблема. Власть взрослого над ребенком или мужчины над женщиной и злоупотребление этой властью - вот общий знаменатель.

Но говорить так общо - значит уводить разговор в сторону.

Конечно, "это" происходило с детьми повсеместно - в школах (необязательно церковных), кружках и секциях, лагерях и экспедициях, в коммунах и родительских спальнях. В церкви тоже - не только в католической, недавно в США были вскрыты тысячи случаев растления в протестантских общинах. В православных церквях - тоже не без уродов. Просто католическая церковь - с ее системностью, глобальностью, закрытостью - идеальный объект для атаки этого системного безобразия, которое практикует весь род человеческий. Даже Голливуд со своим #metoo выглядит бледнее.

Католическая церковь - последний оплот Старого мира, в котором власть осуществляется закрытым мужским клубом и распространяется чуть не на целый мир. В котором на маленькие пороки его членов можно закрыть глаза, пока они не приводят к слишком большим скандалам или пока не приходит время использовать их против них. Где действуют строгая иерархия и дисциплина, которым могли бы позавидовать лучшие армии мира. В котором интерес клуба оказывается выше интересов каждого его члена и тем более выше интересов "внешних". Миссия каждого члена клуба, независимо от его положения в иерархии, - служить интересам клуба, потому что это и есть интересы Христа на земле.

Есть, впрочем, еще одна характерная черта у этого клуба: здесь говорят на латыни. Кажется, сексуальный скандал уже попытались объяснить чем угодно - от тотальной гомосексуальности священнослужителей до пришествия Антихриста, который принял облик понтифика. Добавлю в эту копилку свою версию: всему виной латынь. Мертвый язык, в котором бывает трудно подобрать слово, отражающее те или иные современные тенденции. Но это как будто и ни к чему - всегда можно подобрать соответствующее иносказание или цитату. Вот в этой привычке все и дело. Для того чтобы проблему осознать и обдумать, ее надо проговорить - очень четко, без подмен и поиска нужного слова. А в церкви никогда не было принято просто и прямо говорить "об этом". "Этого" не было в самом ее языке. Что было делать епископам, которые сталкивались с "этим" среди клира? Молчать или отсылать подальше, чтобы не мучиться поисками нужных слов.

То, что делает сейчас папа Франциск, - языковая революция в Католической церкви. Об "этом" говорят и пишут - много, запоем. Таким образом убивают сразу двух зайцев - во-первых, формируют умение говорить на эти темы в принципе, а во-вторых, дают возможность схлынуть накопившемуся гною.

Научить и заставить говорить об "этом" - важная ступенька к успеху в борьбе против "этого". Едва ли не главным - и заслуженным - упреком Католической церкви оказалось не столько само насилие, сколько то, что руководство церкви систематически покрывало своих подчиненных. Епископы знали. Кардиналы знали. Как выяснилось, даже сам папа римский - и тот знал. И ничего не делали. А когда делали - все становилось только хуже, потому что едва ли не единственным способом решить проблему оказывался перевод "провинившегося" священника в другую епархию. Где он находил новых жертв.

Критики обвиняют папу в том, что он только и делает, что высказывает сожаления, извиняется, находит все новы и новые проникновенные метафоры и сравнения, а тем временем по сути дела в церкви ничего не меняется. Это не так. О том, что что-то меняется, говорит, например, документ, принятый украинскими католическими церквями "Основные положения касательно сексуальных злоупотреблений против несовершеннолетних со стороны духовенства".

Это достаточно четкая инструкция о том, как действовать, когда кому-либо в церкви становится известно о фактах сексуального насилия со стороны священнослужителей или мирян, которые работают в церковной структуре. В этом документе любопытно в первую очередь то, что тут все определения даны четко и натуралистично, без фигур умолчания и иносказаний. Также расписана последовательность шагов, которые должен предпринять епископ, на которого возлагается обязанность провести первичное расследование и похлопотать о том, чтобы были защищены и пострадавший, и репутация подозреваемого - по крайней мере до тех пор, пока его вина не будет доказана. Также описаны ситуации при которых епископ может или должен поставить в известность об открывшихся фактах государственные органы.

В общем, для епископа больше не будет оправдания в том, что он просто не знал, как реагировать и что делать, когда открываются факты растления. А также снимается проблема ложной стыдливости, заложенной на уровне языка - все вещи, в том числе непристойные, могут быть названы своими именами.

И все же отчасти папа Франциск своей открытостью и готовностью "все признать" только успокаивает публику. Может сложиться впечатление, что папа готов к коренной реформе церкви - открытости, гласности и прочей демократии, от которой один шаг до либерализма. Он как будто готов отказаться от идеала закрытого мужского клуба. Но на самом деле совсем не исключено, что он хочет сделать ровно обратную вещь - он пытается его сохранить. Реформы должны быть проведены - но в интересах клуба и на условиях, которые клуб определит сам.

Добрую волю церкви к изменениям демонстрирует готовность не только признать, но даже отдать на суд "внешних" своих и согласиться с решениями суда.

Вот ведь, уже полетели кардинальские шапки - в конце прошлого года Конгрегация доктрины веры признала виновным по фактам домогательства к несовершеннолетним американского кардинала Теодора Маккэррика, а буквально на днях стало известно, что австралийский суд признал виновным бывшего управляющего финансами Ватикана кардинала Джорджа Пелла.

Но вот что странно: в бой идут одни старики. Маккэррику 88 лет. Пеллу - 77. И даже самому свежему фигуранту сексуально-католического скандала - апостольскому посланнику в Париже, который, не стесняясь народа вокруг, "сексуально прикасался к ягодицам" (согласно "Ле Фигаро") молодого сотрудника парижской мэрии - 74. С одной стороны, это можно объяснить геронтократией, присущей современному Ватикану. Но в то же время все эти старики выглядят высокопоставленными членами клуба, которые сознательно приносят себя в жертву ради интересов клуба. Во всяком случае, "кардинал Рэмбо" Пелл пошел на суд так же бесстрастно и уверенно, как шел на расследование злоупотреблений в Банке Ватикана.

Теги: